GPS-навигация для птиц и камуфляж для черепах: странные технологии Джонатона Китса
Даже крупными чертами лица и круглыми очками 45-летний мистер Китс напоминает героев Франсуа Рабле, оригиналов родом из той эпохи, когда силы человека и его разума казались безграничными. Эпохи сказочных естествоиспытателей, способных руками сдвинуть горы, чтобы поинтересоваться какой-нибудь мелочью под ними, отправиться в путешествие на край света, свободно философствуя обо всем, что попадется на пути, и вступая в ученые дискуссии с каждым встречным. Кстати, как и соратники эпических Гаргантюа и Пантагрюэля, Джонатон Китс разносторонне образован, не боится широких жестов, ловко перескакивает с темы на тему и с одинаковой легкостью рассуждает о себе, мелких насекомых и других вселенных, обыгрывая самые современные концепции науки и культуры. Как сам Пантагрюэль, он переходит от подвига к подвигу то в одной области, то в другой. Политика, физика, космос – если перечислять их все, понадобится новый Рабле и новый роман.
Метрология и технологии
По заказу «группы заинтересованных инвесторов» Китс провел реформу метрической системы СИ, поставив единицу времени в зависимость от скорости сердцебиения человека, – и переопределил прочие единицы в связи с новой «секундой». Бионические технологии Китс вернул природе: по замечанию художника, мы заимствовали у животных и растений массу идей – от таких классических примеров, как застежка-липучка или парашют, до современных метаматериалов. Настала пора отдариться. В 2011 году Китс показал ряд подходящих инженерных решений, включая солнечные батареи для ускорения фотосинтеза у кораллов, «сексуальные игрушки» – опылители для растений, защитный камуфляж для черепах и GPS-навигацию для мигрирующих птиц.
«Я заметил, что почти все такие инновации приносили пользу нам, но не тем видам, которые додумались до них первыми, – говорит Джонатон Китс. – Иначе говоря, наше воплощение природных технологий сделало хуже жизнь самих изобретателей. Для меня этого достаточно, чтобы развернуть уравнение в обратную сторону и, взяв технологии, найденные уже человеком, сделать их полезными для других видов».
Физика и астрономия
Разочарованный «окончательной коммерциализацией» NASA, Китс основал собственное космическое агентство LASA (Local Air and Space Administration) и тут же объявил о подготовке пилотируемых экспедиций сразу к Луне и Марсу – правда, не на реальные небесные тела, а на лунные и марсианские образцы и метеориты, найденные на Земле. На нескольких художественных форумах Китс организовал продажи набора-конструктора для создания новых Вселенных: комплекты содержали слабый источник радиации и сцинтиллятор. Вспышки, возникавшие в нем под излучением, носят фундаментально случайный характер, и, согласно многомировой интерпретации квантовой механики, каждая из них рождает новую из бесконечной череды ветвящихся Вселенных.
«Когда-то я учился философии, чтобы задавать вопросы о важных вещах, но академическая философия оказалась чересчур сконцентрированной на узких темах и малоинтересных технических деталях, – рассказал мистер Китс "TechInsider". – Так что я ее забросил и нашел себя в том, чем и должен заниматься философ. Я во-оружился таким важным инструментом, как мысленный эксперимент, который обычно связан с поиском противоположной точки зрения, с абсурдом, который позволяет увидеть реальный мир как бы извне».
Генетика и биология
Китс снял и показывал цветам процесс опыления насекомыми бутонов рододендрона – первый порнографический фильм для домашних растений, не имеющих «здорового контакта» с обычными опылителями. Растения удостоились и собственного фотосинтетического ресторана, в котором могли наслаждаться чистейшим, отфильтрованным светом любимой длины волны. Художник ставил первый балет с насекомыми, рассадив цветы вокруг улья в определенном порядке, так что пчелы, вернувшиеся к летку, исполняли заранее срежиссированный Китсом танец. В 2012 году он открыл «Микробную академию наук», предоставив цианобактериям доступ к снимкам телескопа Hubble и другим достижениям науки XXI века. С цианобактериями у Китса вообще особые отношения: еще в 2004-м он предпринял попытку установить положение божества на древе жизни и «выяснил», что ближе других к нему находятся именно сине-зеленые водоросли.
«Думаю, преимущество абсурда состоит во внутренней дестабилизирующей энергии, которая позволяет вскрыть, препарировать наши привычные представления, – говорит Джонатон Китс. – Абсурд пробивается сквозь обыденную защиту людей, открывая их к встрече с тем, что разворачивается за границей обычных рутинных дел и скромных возможностей».
Экономика и право
Городской статут, предложенный Китсом, был отклонен властями калифорнийского Беркли как чересчур уж странный: художник-философ потребовал законодательно зафиксировать логический закон тождества, говорящий, что «любое высказывание должно сохранять один и тот же смысл на протяжении всего рассуждения». Китс первым применил теорию суперструн к сфере недвижимости, открыв продажи домов с большими площадями в дополнительных измерениях. Мировому финансовому кризису Китс противопоставил открытие «антибанка», выпускавшего собственную валюту, поддержанную антиматерией, – от 10 тыс. позитронов и выше. Основанная им компания Electrochemical Currency Exchange получала энергию из электрохимических реакций, протекавших на алюминиевых китайских монетах и латунных гонконгских пенни.
Что за форма искусства эти мысленные эксперименты? Стоит ли считать их сложными произведениями, или это простейший вид творчества, сама идея, примитивная основа будущего произведения? «В таком контексте я бы выбрал примитив, – отвечает мистер Китс. – Прежде чем искусство обрело какой-то современный облик, занятия вроде наскальной живописи решали скорее исследовательские задачи, поиск понимания мира через взаимодействие разума и физических предметов. Такие "примитивные" действия отчетливо резонируют во мне».
Мышление и искусство
Уже первый публичный проект Китса, который демонстрировался в 2000 году, состоял в долгом и неподвижном наблюдении за моделью: мысли, возникавшие при этом в голове художника, были объявлены произведением искусства. Развивая идею, в 2003 году Китс и вовсе запатентовал свой головной мозг как уникальный творческий продукт, результат многих лет размышлений и накопления опыта. Искусством Китс объявил и сам процесс собственного мышления. Задавшись целью сравнить пожизненное воздействие этого процесса на физическое тело, он сохраняет контрольный, неспособный ни к какому мышлению объект, кусок чистого графита той же массы, что и тело художника.
В конце концов мы не выдержали и спросили прямо: «Вы, наверное, шутите, мистер Китс?» – и ответ получили совершенно такой, какого и можно было ждать. «Шутка – высшая форма серьезности, это каждый ребенок знает. Мне удается быть серьезным только в той степени, в которой я сохраняю эту несерьезность. И мое развитие как философа и как взрослого человека, возможно, как раз в том и состоит, чтобы всегда оставаться ребенком».