Земля, вода, воздух. Как спасали армию из Дюнкерка
Всего за три недели до того, как англичане оказались прижаты к берегу Ла-Манша, ничто не предвещало беды. На рассвете 10 мая 1940 года вермахт перешел в наступление против союзных войск в Бельгии, Нидерландах и Франции. После долгих месяцев неопределенности, войны без активных боевых действий, наступление немцев восприняли с облегчением. Сомнения были отброшены, предстояло действовать, а в своей способности разбить захватчиков британские и французские военные не сомневались.
Уже через несколько дней выяснилась фатальная ошибка командования союзников. Разработчик немецкого плана наступления Эрих фон Манштейн точно предугадал реакцию союзных командиров на удар немцев по Бельгии. Французские войска и Британские экспедиционные силы рванулись на выручку погибающему государству. Однако вторжение в Бельгию было приманкой, нужной, чтобы вытянуть английские и французские войска вперед. В это время южнее главные силы немцев прорвались сквозь Арденны и по дуге бросились на север, отсекая союзные войска от Франции. 20 мая немецкие танки вырвались к морю. Сотни тысяч солдат союзников попали в капкан. Англо-французские войска начали отступать к последнему оплоту у побережья — городу Дюнкерк на самом северо-востоке Франции.
Пылающие дороги
В котле очутились британские, французские, бельгийские войска — около 400 тысяч человек. Море оставалось за союзниками, в их руках еще находился крупный порт, Дюнкерк, но удержать немецкие войска на суше они не могли. Отчаянные контрудары столкнулись с жестоким отпором немцев. Пикировщики и немецкая артиллерия выбивали танки союзников, в небе свирепствовали немецкие бомбардировщики, англичане и французы пятились к морю мимо остовов своей разбитой техники. Однако эти неудавшиеся контратаки имели совершенно неожиданный эффект. Немецкие танки втягивались в бои с окруженцами на сложной местности, изрезанной каналами. Немцы хотели сохранить свои «панцеры» для будущих боев за Францию и на несколько дней приостановили наступление. Этот приказ был продиктован разумными соображениями, но союзников он в итоге спас от гибели: фронт уже начал разваливаться под ударами и отступающие получили время, чтобы отойти к Дюнкерку и привести себя в порядок. Уничтожение котла Гитлер возложил на авиацию. Однако союзники не могли расслабиться: пусть и медленнее, чем прежде, немцы в жестоких боях сжимали кольцо. Англичане уже знали, что предстоит эвакуация, поэтому не жалели снарядов. В тылу окруженных все дороги были забиты отходящими частями и беженцами. Бульдозеры сбрасывали с дороги машины, потерявшие ход. Среди отступающих разносились невероятные слухи, вроде историй о немецких шпионах, проникающих в тыл под видом монахинь. Отступающие занимали оборону прямо вокруг Дюнкерка, к которому прибывали все новые солдаты. Солдаты арьергардов заплатили жизнями и свободой, но смогли выцарапать несколько дней для того, чтобы у Дюнкерка могли организовать эвакуацию.
Уйти морем
Уже 20 мая британское правительство обсудило вопрос об эвакуации окруженных. В английских портах шла проверка состояния судов. С 20 мая шло сосредоточение военных кораблей и реквизированных гражданских судов, а 26 числа последовал приказ об эвакуации. Британцы считали, что сумеют спасти лишь 45 тысяч человек, но не собирались сидеть сложа руки. Людей вывозили в основном военными кораблями, от тральщиков до крейсера, но к эвакуации привлекли все, что могло выйти в море. Офицеры изучали даже лодочные пристани в Англии, собирая все, вплоть до моторных лодок и баркасов. Из Темзы выходили яхты, баржи, рыболовецкие суда. Правительство призвало добровольцев помочь флоту. Малые суда не всегда подходили для эвакуации через пролив — самый короткий маршрут составлял 72 км, — но сыграли огромную роль, доставляя людей к крупным кораблям, стоявшим на якорях. Дело в том, что пропускная способность порта Дюнкерка была не так велика, чтобы погрузить на борт сразу всех, поэтому многих солдат забирали прямо с пляжей. Построили даже дополнительный пирс из грузовиков и мешков с песком. Грузили только людей, технику бросили на берегу.
Одной из яхт, бороздивших пролив, командовал бывший второй помощник капитана с «Титаника», Чарльз Лайтоллер. Он участвовал во множестве кораблекрушений и каждый раз блестяще вел эвакуацию. Теперь он совершил свой последний подвиг, переправив через пролив 130 человек на суденышке, штатно вмещавшем только два десятка.
Вывоз людей не был легким. В море англичан ждали мины, торпеды и бомбы. Тонущих подбирали другие суда, которым самим предстояло пройти через удары с воздуха и моря. К счастью, давление кригсмарине на караваны с людьми было слабым. Однако и флоту Рейха иногда удавалось нанести спасающимся болезненные удары. Скажем, в ночь на 29 мая подкравшийся в темноте торпедный катер всадил торпеду в эсминец «Уэйкфул», а затем еще один поразил эсминец «Графтон», подбиравший барахтавшихся в воде людей. Однако гораздо хуже были удары с воздуха.
Битва за небо
Солдаты наземных войск не всегда видели плоды усилий собственной авиации. Бои в воздухе шли вдалеке от пляжа и гавани, и пехотинцам часто казалось даже, будто летчики их бросили. В действительности в небе кипела жестокая битва. Немцы рассчитывали в первую очередь на люфтваффе и непрерывно наносили удары по порту и кораблям в море. Они же вели минные постановки. Именно они ответственны за большинство из более чем 200 погибших союзных судов. Нацисты беспощадно бомбили портовые сооружения, дым от пожаров иногда был настолько густым, что даже затруднял ориентировку новым волнам бомбардировщиков, особенно когда начали взрываться бензохранилища. Водопровод в Дюнкерке разрушился под бомбежками, и тушить пожары вскоре стало нечем. А английская авиация дала противнику жестокий бой. Сражения в воздухе шли с большой интенсивностью, часто пилоты делали по четыре вылета в день. Эсминцы с людьми иногда даже не имели времени пополнить боекомплект между рейсами, так что надеяться приходилось в первую очередь на истребители. 2 июня, в один из последних дней, английское командование обратилось к немецкому с просьбой ненадолго прекратить удары, чтобы госпитальные суда могли пройти в гавань. Однако вскоре санитарный паром был атакован, несмотря на красные кресты.
Правда, усилия британской авиации дали эффект. Без постоянного прикрытия с воздуха суда, курсирующие по проливу, были бы уничтожены почти все. Кроме того, эффект от ударов люфтваффе снижался самой природой: бомбы зарывались в мягкий песок дюн. В самом городе имелись надежные бомбоубежища, так что потери оказались ниже, чем могли бы быть.
Обе стороны потеряли примерно по полторы сотни самолетов за время эвакуации из Дюнкерка. Британские ВВС не смогли защитить всех, но защитили всех, кого могли.
***
4 июня эвакуация завершилась, и немцы ворвались в Дюнкерк. К этому моменту из котла удалось эвакуировать 338 тысяч солдат. В Дюнкерке было захвачено почти 50 тысяч не успевших эвакуироваться, главным образом французов, однако перед началом операции «Динамо» боялись, что соотношение будет обратным. «Чудо Дюнкерка» стало примером спасения из ловушки в самых драматичных обстоятельствах, а костяк британских войск смог вернуться на родину и продолжить войну.