Биологические эксперименты как искусство: художественные исследования Энди Грейси
Обучаясь профессии художника, Энди успел прекрасно освоить техники, традиционные, проверенные веками приемы и подходы, позволяющие погружать зрителя в происходящее на картине. Однако уже к концу учебы в институте он резко сменил жанр, обратившись к новым актуальным направлениям – перформансу и инсталляции. Получив диплом, Энди устроился на работу художником в странствующий цирк, где его новое увлечение получило дополнительный импульс. Эхом того времени осталась любовь к звуку: световое, музыкальное и шумовое сопровождение до сих пор присутствует во всех работах художника.
По словам Энди, первой его серьезной инвестицией в карьеру стала покупка компьютера Mac 5320 с пакетом для создания приложений на языке Max, популярном среди медийных художников. От цирковых перформансов Энди перешел к созданию сложных и, как любят выражаться критики, «иммерсивных» аудиовизуальных инсталляций. В этом не было бы ничего интересного, если б одна из них не помогла ему найти собственный и необычный творческий язык.
Это была система, собирающая данные о состоянии атмосферы и активности Солнца, которые затем превращались в звук и транслировались в режиме реального времени. На фестивале DigitalSummer в Манчестере инсталляция пользовалась большим успехом, а сам Грейси осознал, что представления и методы современной науки в соединении с художественной интуицией – это настоящая взрывчатая смесь, обладающая огромным потенциалом для творчества.
Однако активное использование технологий и науки потребовало от художника совершенно новых знаний и навыков. Энди пришлось плотно заняться самообразованием сразу по многим направлениям – программированию и искусственному интеллекту, электронной инженерии и робототехнике, биологии и биотехнологиям. Устроившись в группу мультимедийного и цифрового искусства в Университете Хаддерсфилда, он получил дополнительный опыт, освоил новые подходы. Художник считает, что именно эти знания дают ему надежный фундамент для фантазии, позволяют создавать нечто по-настоящему значимое и сложное. Он уделяет немало времени тому, чтобы оставаться в курсе самых последних и актуальных тенденций в науке и технологии. «Понимание биологических и других концепций и практик, – говорит Энди, – имеет для моего творчества абсолютную важность».
Впрочем, и этого оказалось недостаточно: «Работы, которые я стараюсь создавать, требуют куда большего уровня подготовки, чем та, на которую я способен, причем в самых разных областях, – признался он в беседе с критиком и блогером Региной Дебатти. – По счастью, с этим мне помогают люди куда более талантливые, чем я. Особенно хочу отметить Гэри Бернса, обладателя бесценных знаний по электронике, и Брайана Ли-Юн Роуэ, настоящего мастера программирования и работы с искусственным интеллектом». Вся деятельность Грейси и его единомышленников построена как у коллектива сотрудников какой-нибудь научной лаборатории. Главная тема их художественных исследований – отношения живого с неживым, поиски границы жизни на Земле и способов ее существования в космосе.
Эти произведения часто описывают как опыты по созданию новых «информационных потоков» между живыми организмами и окружающим миром, по манипуляции их взаимоотношениями. Они эксплуатируют концепцию умвельта – индивидуальной среды, в которой существуют животные и растения – и шире, биосемиотики, довольно необычной области знаний, исследующей свойства знаков в живых системах. Однако художественные эксперименты Грейси и его соавторов идут еще дальше биосемиотики. Он работает с живыми и неживыми объектами, с естественным интеллектом человека и искусственным интеллектом компьютерных программ, со средой Земли и соседних небесных тел. «"Информационные потоки" и символы в их органическом восприятии остаются центральной концепцией всех моих исследований, – говорит Грейси, – хотя они и расширяются постоянно, охватывая новые и новые области знаний».