Федерико Урибе: потрясающие скульптуры из гильз и проводов

Художник  Федерико  Урибе  родился и вырос в Колумбии – стране, где десятилетиями продолжалась  гражданская  война,  развязанная наркомафией  против  целого  государства.   Неудивительно, что самые известные его работы сделаны из стреляных гильз и патронов.
Федерико Урибе: потрясающие скульптуры из гильз и проводов
Federico Uribe

Федерико Урибе родился в 1962 году и покинул родину  еще  26-летним, жил в Нью-Йорке и учился у крупнейшего уругвайского художника-концептуалиста Луиса Камнитцера, а позже осел в Майами и активно участвовал в местной культурной жизни. За его плечами – десятки групповых и персональных выставок в США, Испании, Италии и Мексике, поиски и переосмысление собственного стиля. Поиски, которые заставили его овладеть всеми видами «красок», от масла до электрических проводов и соломинок для коктейлей, от обломков цветных карандашей до дверных ключей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
center
Мыслитель

В палитру Федерико Урибе может попасть любой обыкновенный предмет, знакомый каждому в глобализованном мире начала XXI века. Предмет, который слишком привычен для того, чтобы мы сами обратили на него внимание или выделили на общем фоне. «Я работаю с теми вещами, которые меня завораживают, – говорит художник. – Как правило, они попадают ко мне в студию совершенно случайно. Я отбираю их за пластичность: не слишком важно, что это именно, какова его функция. Но важно, как это выглядит».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Насколько могу, я стараюсь уважать материал, с которым работаю, сохранять условия его "естественного" существования, – продолжает Федерико. – В таких вещах тоже есть своя красота, и ее нужно почитать». Подобные высказывания заставляют критиков выдумывать для проектов Урибе разные названия – то «карандашное искусство», то «патронное»; сам художник считает, что заниматься классификациями – дело неблагодарное. Кажется, он всего лишь борется с внутренним гневом, стараясь направить его в мирное русло искусства. Это нелегкая, жестокая схватка, и в ход может пойти любой попавшийся под руку предмет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Управление гневом

Так появляются картины, составленные из вещей, без единого мазка кистью. Скульптуры, собранные из резинок для детских сосок или шнурков. Масштабная инсталляция из кроссовок Nike. Коллажи, сложенные с большой тщательностью (детальный, долгий и кропотливый подход художник называет одной из основ своей работы) и, по словам Федерико, без слишком глубоких подтекстов. «У меня просто есть надежда, – говорит Урибе, – что люди, которые будут смотреть на мои работы, почувствуют, сколько усилий и сколько любви я вложил в то, чтобы в них проявилась красота».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Если в вас что-то зашевелилось, хорошо. Если вы улыбнулись, еще лучше,– объясняет он. – Если вы задумались, то думаете вы наверняка не о том, о чем думал я». По словам художника, ему важнее передать это бережное чувство красоты, чем какую-то определенную или сложную мысль. И похоже, что тщательная работа по передаче этого ощущения в материале дается ему нелегко: уж слишком глубоко в нем сидят тревожные переживания колумбийского прошлого. «Я родился в воюющей стране (...) Смерть всегда была где-то рядом, – рассказывал Урибе в одном из интервью. – Думаю, в какой-то своей части я достаточно злой человек. Скрытое насилие есть во всем, чем я занимаюсь. Но думаю, что работа делает меня более миролюбивым».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Федерико не скрывает, что творчество позволяет ему сублимировать «внутреннюю энергию гнева». И зритель чувствует эту скрытую угрозу – недаром среди самых известных его проектов числятся сразу несколько серий работ, изготовленных из отработанных гильз и пуль, которые он приобретает оптом у колумбийской компании-скупщика цветных металлов. «Стреляные» животные исполняют роль почти магическую – превращение предметов, несущих гибель, в источник новой красоты. В центре этой метаморфозы остается фигура самого художника: «Все они – практически мои психологические портреты», – подчеркивает он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Магический реализм

В родной Боготе Урибе получил университетское образование профессионального художника. И если от традиционных красок и техник живописи он впоследствии отказался, то Колумбия (и шире – Латинская Америка) сохраняется в его работах на протяжении многих лет. В работах Урибе находят влияние концептуального искусства, дадаизма и поп-арта. Некоторые его картины из проволоки сравнивают с работами Фриды Кало, скульптуры из карандашей – с произведениями Сера и других импрессионистов. Но по-настоящему живыми их делает все-таки латиноамериканская нотка магического реализма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впечатляющим примером этому может служить представленная Урибе в 2013 году выставка «Река фантазии» – три обширных зала в Музее Гудзон-ривер, в которых из обычных предметов были собраны целые диорамы. Кусты из садовых лопаток, бобры из карандашей, аллигаторы из обуви – «Люди убивают животных, чтобы изготовить обувь – я разрушаю обувь, чтобы воссоздать животное». Громадное солнце из сотен ярко-желтых кроссовок и тигр из 45 000 гильз разного калибра. «Этого тигра убивали тысячи и тысячи раз», – загадочно пояснял Федерико.

Леопард
Леопард
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родиной магического реализма – художественного переплетения обычных событий, явлений и вещей с такими, в которые трудно поверить – считается именно Колумбия. В произведениях Федерико Урибе он играет главнейшую роль, запуская ту трансформацию, которая превращает обычные канцелярские скрепки в произведения искусства, орудия убийства – в источник красоты, а гнев – во вдохновение. Художник описывает это переживание как катарсис или действительно как победу: «Лучший момент – это когда завершаешь работу, – говорит он, – особенно если она была нелегкой».