Ученые выяснили, как из хаотичных звуков рождается музыкальный ритм
Ритм-гейм — это особый поджанр мобильных игр, где прогресс игрока напрямую зависит от его способности чувствовать ритм музыки. С помощью подобных приложений исследователям удалось воссоздать картину того, как появился сам феномен ритмической музыки. Как сообщает новое исследование в журнале Nature Human Behaviour, когда люди пытались имитировать случайные последовательности звуков ударных инструментов и передать их другим людям, ошибки начали складываться и превращаться в совершенно новые ритмические рисунки.
Саймон Кирби, соавтор исследования и когнитивный психолог из Университета Эдинбурга, говорит о том, что вещи, которые развиваются в процессе становления культуры, постепенно подстраиваются под мозг и сознание людей, которым эта культура принадлежит. Случайные явления становятся устойчивыми системами благодаря тому, что информация проходит сквозь сознание человека. Во всех видах человеческой музыки проявляются определенные особенности: устойчивый ритм и привычка делить ритмический рисунок на две части (как в марше) или на три (как в вальсе). Помимо этого, по словам Кирби, существует устойчивая тенденция раз за разом повторять маленькие системы звуках в рамках одного общего полотна и, несмотря на различия в музыкальной культуре разных стран и народов, подобные вещи вы найдете везде, без исключения.
Саймон и его коллеги разработали эксперимент, позволяющий имитировать то, как из набора хаотических звуков возникает ритм. Программа случайным образом генерировала 32 последовательных удара, между которыми не было никаких ритмических связей по продолжительности, громкости и тембру звучания и тому подобным. Для человеческого уха это звучит весьма малоприятно. После прослушивания одного человека попросили скопировать эти звуки так, как он может. Следующий участник слушал уже запись предыдущего, и снова пытался ее скопировать. Так продолжалось в общей сложности 8 раундов, с 6 различными записями ударных.
Хотя каждый участник пытался воспроизвести звуки максимально точно, каждый раунд, разумеется, привносил свои ошибки. Это объяснимо: человек — не машина, и не может воспроизвести звук без хотя бы минимальных погрешностей. Со временем накопленные ошибки трансформировали хаотичное звучание в ритмический рисунок, а потому людям стало проще ему подражать. Постепенно, как и ожидалось, они приобрели те самые черты, традиционные для любой музыки в мире.
Никто из участников эксперимента не был музыкантом и, тем не менее, у всех обнаружился базовый музыкальный талант. Это позволило ученым предположить, что эти культурные навыки передаются от поколения к поколению в виде определенных шаблонов. То, что произошло в лаборатории — всего лишь проекция тех событий, которые обычно происходят в рамках целого народа. Тем не менее, в результате одна модель превратилась в уникальные наборы мотивов для каждой из 6 цепочек барабанных партий. Это говорит о том, что люди не просто непроизвольно воспроизводят шаблоны популярной на Западе музыки, а самостоятельно выстраивают новые ритмы. Для того, чтобы понять все тонкости этих процессов, ученые планируют повторить этот эксперимент с куда большим размахом, привлекая людей, принадлежащих к культурам с самыми разнообразными музыкальными традициями, а также детей младшего возраста, чьи культурные связи лишь начинают формироваться.