Книга недели: «Sapiens. Краткая история человечества»

Сегодня мы рассказываем вам об изрядно нашумевшей «Краткой истории человечества» Ноя Харари. Эта книга — попытка рассказать обо всем, чем занимались существа вида Homo sapiens со времени своего появления в Африке и до создания городов, машин, компьютеров. Как мы прошли этот путь? Почему обезьяна с очень большим мозгом полетела на Луну, посадила других обезьян в клетки — и стала ли она от этого счастливее?
Книга недели: «Sapiens. Краткая история человечества»

Книга: «Sapiens. Краткая история человечества»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оригинальное название: Sapiens. A Brief History of Humankind

Авторы:: Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari)

Вышла: 2016 год

Издательство: «Синдбад»

Язык: перевод с английского

Об авторе

Юваль Ной Харари (родился 24 февраля 1976) — профессор истории в Еврейском университете в Иерусалиме. С 1993 по 1998 учился в Еврейском университете в Иерусалиме, специализация — история средних веков и история войн. Докторскую степень получил в 2002 году в колледже Иисуса, Оксфорд. С 2003 по 2005 проводил исследования за счет средств благотворительного Фонда Ротшильдов Yad Hanadiv в Израиле. В настоящее время в сфере интересов Харари — всемирная история и макро-исторические процессы.

О книге

«Нет, это не мы одомашнили пшеницу. Это она одомашнила нас». Юваль Ной Харари, «Sapiens. Краткая история человечества».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Амбициозный проект израильского историка Юваля Харари написать краткую, популярную и всеобъемлющую историю всего человечества сразу стали сравнивать с «Краткой историей времени» Стивена Хокинга. Разумеется, сходство названий предусмотрено автором. В начале книги Харари рассказывает о глобальных задачах. Описывать происходившее с Большого взрыва до формирования атомов и молекул — удел физики, после этого подключается химия, с появлением первых живых существ — биология, а с появлением культуры — история.

Проблема в том, что написать историю человечества так же, как написать историю белков, атомов или вселенной нельзя — слишком мало общих закономерностей, нет уравнений и почти невозможны эксперименты. Харари напоминает себе об этом всю первую треть книги. Рассказ начинается с появления на Земле вида Homo — всех его видов, от австралопитеков до Homo sapiens. Для Харари очень важно донести до читателя, что мы не одни: единственный ребенок в семье, sapiens на самом деле сирота, потерявший братьев, некоторые из которых даже жили одновременно с ним. Но в конце первой трети книги Харари доходит до обсуждения культурных феноменов и того, как они управляют жизнью человека. И здесь оговоркам уже не остается места: автор не может устоять перед яркими, но спорными выводами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что произошло с sapiens, как от охотника и собирателя он дошел до Нила Армстронга и (Харари никогда не забывает об этом) рабочей-швеи в китайской потогонке? Автор проводит читателя через ряд ключевых, по его мнению, событий в истории: культурная революция (не та, что с хунвейбинами, а после изобретения языка), аграрная революция, зарождение капитализма.

Автор категоричен; привычка выносить ссылки на чужие работы в конец книги, а не вниз страницы, заставляет его звучать еще более резко. Сквозь текст проглядывают политические убеждения автора (Харари — убежденный социалист) и его отношение ко всему, от финансовых инструментов до либерализма. Кроме того, вся книга проникнута ностальгией по временам собирательства и охоты: короткий рабочий день, изобильная и разнообразная диета, имущественное равенство для Харари намного привлекательнее неравномерно распределенных благ современной цивилизации. Читать ее можно с огромным интересом, но крайне осторожно: Харари десятки раз выходит за пределы своей профессиональной компетенции, углубляется в сферы этологии, психологии и макроэкономики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ключевая проблема книги — связь между биологией человека и его поведением как вида. Точнее, отсутствие такой связи. Если отдельные люди, пишет автор, еще проявляют свое животное происхождение, то в группах более 150 человек они действуют как совершенно иные существа.

Задаваясь на последних страницах вопросом о будущем человечества, Харари пишет: «Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего хотят?» Приходя вместе с автором к проблеме жизни после наступления технологической сингулярности, читателю важно помнить: эта проблема волнует не только Юваля Ноя Харари.

Об издании

Книга издана в серии Big Ideas издательства «Синдбад».