Плетение из высокомолекулярного полиэтилена: искусство Джанет Эчельман
Карьера у Джанет Эчельман не задалась с самого начала. Больше десяти лет она рисовала абстрактные полотна, не добившись ровным счетом ничего. Несколько художественных академий отказали ей в приеме. Пытаясь нащупать свой уникальный путь, молодая художница обращалась к бронзовой скульптуре и народному творчеству. Путешествуя по Азии, Джанет остановилась в небольшой рыбацкой деревне в Индии. И тут она всмотрелась в рыболовную сеть, сушившуюся на берегу: отточенное тысячами поколений сплетение узлов и нитей выглядело безупречным.
Узлы и нити
Висящая в воздухе сеть реагировала на порывы ветра каждой своей нитью, легко принимая разные формы. При этом сама ее структура оставалась неизменной и прочной. «Я была просто загипнотизирована, — рассказывает Джанет, — и начала перенимать опыт у профессионалов плетения». Первая работа, которую она с гордостью включает в свое «взрослое» портфолио, создавалась совместно с индийскими рыбаками — странноватый конусообразный автопортрет, не без самоиронии названный «Широкие бедра». «Еще мне хотелось сделать нечто более масштабное, — добавляет художница. — Чтобы получить не просто объект, который можно осмотреть, а нечто такое, в чем можно запутаться и потеряться».
В 2005 году появился и подходящий заказ — на большую инсталляцию для португальского Порту. Погрузившись в работу, Джанет обнаружила, что все оказалось намного сложнее ручного труда рыболовов, сплетающих леску. Ей пришлось смоделировать сложную сетевую структуру на компьютере и просчитать нагрузки при разной силе ветра. Связаться с фабрикой-производителем рыболовецких снастей и изучить возможности производства. Найти способ «перевести» древнейшие хитрости плетения на язык программируемых автоматов... «Потом, когда я прошла под ней, — вспоминает художница, — я видела, как сеть колеблется ветром, соединяясь с небом... С тех пор моя жизнь изменилась».
С конца 1990-х Джанет Эчельман раскидывает сети в крупнейших городах мира, от Амстердама до Сиднея и от Мадрида до Вильнюса. Она украшала Ванкувер к зимним Олимпийским играм 2010 года. В 2012-м Джанет стала обладателем стипендии от Фонда Гуггенхайма как «инноватор, меняющий саму суть городского пространства». Ее выступление на конференции TED переведено на 33 языка мира и просмотрено более 1,5 млн раз. Ее произведения стали более технологичными, они плетутся из ультрасовременных полимерных волокон и подсвечиваются светодиодными лампами, которыми управляет компьютер. Последние инсталляции художницы интерактивны. Но в основе своей это все те же рыбацкие сети.
Структуры и формы
Первая работа из серии 1,26 создавалась для Биеннале американского искусства 2010 года. Джанет Эчельман пригласили украсить город проведения фестиваля — американский Денвер — инсталляцией, которая представляла бы «взаимосвязь 35 наций Западного полушария». Природная катастрофа, случившаяся в Чили в феврале того же года, произвела на художницу огромное впечатление. А после заявления NASA о том, что землетрясение магнитудой 8,8 вызвало перераспределение больших масс земной коры, слегка сместив даже ось вращения планеты и сократив продолжительность суток на 1,26 мс, идея обрела и название.
Обратившись к специалистам Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA), Джанет получила данные компьютерного моделирования волны цунами, которая разошлась по всему Тихому океану в результате подводного землетрясения у чилийских берегов. Эти волны придали сетевой структуре форму. «Возвести ее с опорами на стальные балки оказалось почти невозможным, эта форма слишком сложна, — вспоминает художница. — Поэтому металлическую арматуру, использованную в предыдущих инсталляциях, я решила заменить сверхпрочной полимерной нитью».
Выбор Джанет пал на волокна из композита Honeywell Spectra, который применяется в производстве военной и полицейской техники и снаряжения. С точки зрения химика это — «вещество с приставкой "сверх"": сверхвысокомолекулярный сверхвысокоупорядоченный полиэтилен высокой плотности. Особо длинные полимерные цепочки в нем ориентированы почти строго параллельно друг другу, и волокно приобретает способность выдерживать колоссальное механическое напряжение, направленное вдоль — предел его прочности в 8−15 раз выше, чем у разных видов стали, и почти в 1,5 раза выше, чем у кевлара. Благодаря инновационному материалу структура в форме цунами не только приобрела изысканную форму волн, но и стала подвижной и гибкой.
Гибкость и сила
«Не существовало программы, которая помогла бы смоделировать такие большие и сложные сети, учесть земное притяжение и действие ветра. Нам пришлось разработать ее самим», — продолжает Джанет Эчельман. Ей помогла репутация уже признанной и успешной художницы: в 2014 году, когда готовилась еще более масштабная сетевая структура для юбилейной конференции TED, компания Autodesk официально взяла на себя расчеты сложной структуры, сплетенной из полутора тонн сверхпрочных нитей.
Инсталляция, смонтированная в Конвеншн-центре, где проходили мероприятия TED, стала не только самой большой из работ Джанет. Она приобрела новое динамическое измерение, меняясь по желанию людей, собравшихся на нее посмотреть. Специальное мобильное приложение позволило зрителям управлять большими и мощными светодиодами подсветки. Эта символика вполне прозрачна: едва заметное мановение пальца — и в движение приходят целые небесные светила.
Понятна и символика сети, которую успешно использует художница. «Все мы так же взаимосвязаны, как эти отдельные нити, — говорит Джанет Эчельман. — Колебание одного отдается во всей огромной структуре». Но, как тысячи хрупких нитей, свиваясь, дают сверхпрочное волокно и сплетаются в невероятно надежную сеть, так и человечество, «сложенное» из людей, оказывается не только гибкой, но и удивительно мощной силой.