Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина

Как философия русского космизма и первый полет человека в космос сформировали визуальную культуру XX-XXI веков? Эти два ключевых явления не только изменили представление человечества о своем месте во Вселенной, но и создали новый эстетический язык, проникший во все сферы дизайна и искусства.
Редакция сайта
Редакция сайта
Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина
Unsplash

От теории к практике: философия русского космизма

Философия русского космизма, развитая Константином Циолковским и Александром Чижевским, заложила концептуальный фундамент для последующего освоения космоса задолго до первых полетов. Циолковский не только теоретизировал о космическом будущем человечества, но и детально описывал, как это будущее должно выглядеть. Его представления о «жилищах с блестящими цилиндрически изогнутыми крышами» удивительным образом перекликаются с современными архитектурными проектами экологического дизайна.

Что особенно интересно в космизме — это его визуальное предвидение. Циолковский буквально описывал, как должно выглядеть будущее в космосе. И сегодня мы видим эти образы в современном кино, архитектуре, моде.

Теории Чижевского о взаимосвязи солнечной активности с земными процессами нашли продолжение в современном световом искусстве и инсталляциях, реагирующих на природные ритмы. А его подход к визуализации космических влияний через графики и схемы сегодня развивается целым направлением в дата-дизайне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
космический дизайн
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Революция в моде: космический стиль после Гагарина

Те 108 минут, которые Юрий Гагарин провел на орбите 12 апреля 1961 года, кардинально изменили направление модных тенденций. До этого дизайнеры лишь романтизировали звездное небо, после — мода приобрела практический футуристический характер. Появились эксперименты с новыми материалами: пластиком, металлизированными тканями, виниловыми покрытиями. Силуэты стали более обтекаемыми, в моду вошли геометрические формы и минималистичный крой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
коллекция Пьера Кардена
коллекция Пьера Кардена
bbc.co.uk

«Главное отличие послегагаринской моды — переход от фантазийного представления о космосе к попытке предугадать реальные потребности человека в космическом пространстве. Примечательно, что оранжевый цвет скафандра "Сокол", в котором летал Гагарин, стал ключевым акцентом во многих коллекциях того времени», — отмечает Денис Еремкин, модельер, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Дизайн костюма» МХПИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пьер Карден, Андре Курреж и Пако Рабан стали пионерами космического стиля. Коллекция Cosmocorps Кардена 1964 года с геометрическими деталями и металлическими украшениями полностью перевернула представление о модном силуэте. В том же году Курреж представил коллекцию для «лунной девушки» с платьями-трапециями и шлемами-шляпами, создававшими иллюзию невесомости.

коллекция Пьера Кардена
коллекция Пьера Кардена
elegantnewyork.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Космос в повседневности и дизайне

Космическая эстетика быстро проникла в промышленный дизайн и интерьеры. Футуристические кресла Globe финского дизайнера Ээро Аарнио и Djinn Оливье Мурга стали иконами стиля. В СССР космическая тематика интегрировалась в быт еще глубже: выпускались пылесосы «Ракета-7» и «Сатурн», магнитофоны «Комета», настольные лампы в форме ракет. Космическая символика украшала посуду, канцелярские товары и даже парфюмерию с названиями «Восток», «Слава» и «Чайка».

Значимой фигурой в советском космическом дизайне стала архитектор Галина Балашова — первый «космический дизайнер» СССР. Работая под руководством Сергея Королёва, она проектировала интерьеры космических кораблей «Союз» и орбитальных станций, а также создавала эмблемы для космонавтов, включая знаменитую эмблему программы «Союз-Аполлон».

кресло Globe
кресло Globe
WikiCommons
пылесос «Сатурн»
museumgagarin
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гендерное равенство и новая эстетика

«Космическая мода сыграла революционную роль в истории дизайна костюма. Она впервые предложила гендерно-нейтральный подход к одежде. Это было особенно символично, учитывая, что и советская, и западная космические программы стремились подчеркнуть равенство полов», — подчеркивает специалист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После полета Валентины Терешковой в 1963 году коллекции Кардена и Куррежа начали использовать одинаковые материалы и крой для мужской и женской одежды, заложив основы стиля унисекс задолго до его популяризации.

Современное переосмысление космической эстетики

В современном искусстве и дизайне идеи русского космизма и эстетика космической эры переживают ренессанс, но в ином контексте. Если дизайнеры 1960-х годов вдохновлялись верой в светлое технологическое будущее, то современные творцы используют космическую эстетику для более глубоких размышлений об экологии и месте человека во Вселенной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
дизайн интерьера в космическом стиле
Freepik

Философия космизма с ее представлением о человеке как части единого космического целого созвучна современным визуальным поискам в эпоху экологического кризиса. Когда визуальная культура обращается к темам симбиоза с природой и места человека в технологическом мире, идеи космистов приобретают новую актуальность, обеспечивая готовый визуальный словарь для разговора о будущем.

Космическая тема в дизайне продолжает эволюционировать, сохраняя преемственность с первыми экспериментами 1960-х годов, но адаптируясь к современным экологическим, технологическим и философским вопросам. Сегодня дизайнеры соединяют футуристическое видение с традицией, создавая новую интерпретацию космического стиля для нового поколения.