В юбилейный год на фестиваль привезут целых шесть премьер. Три из них — полный метр. В фильме Алексея Головкова «Россия — пути времени» вся Россия от бескрайней сибирской тайги до побережья Балтийского моря становится «машиной времени», а ее двигателем — знания, накопленные человечеством. Вместе с группой исследователей зритель отправляется на поиски следов давно исчезнувших миров, узнает невероятные подробности о первых животных на Земле и морских монстрах, обитавших на планете задолго до появления динозавров. И все это — прямо тут, у нас, в России!
Как ученые ищут динозавров, кто испытывает вакцины и способен ли ИИ снять фильм: что нам приготовил кинофестиваль ФАНК

Увидеть впервые

Казалось бы, что может быть более захватывающим, чем рассказы о тайнах глубин и тысячелетий, но и в современности есть место открытиям и подвигам. Об этом как раз картина «Экспириенс» режиссера Натальи Урмацких. Это история Константина Павловского, бывшего повара из Санкт-Петербурга, который уже 12 лет работает медицинским добровольцем, тестируя лекарства и вакцины, включая противоопухолевые препараты и вакцину от лихорадки Эбола. Он был в России одним из первых таких смельчаков. И риск во многих исследованиях очень и очень велик.

Третья премьера приедет к нам из Швейцарии, это фильм «Blame / Вирус лжи» об исследователях атипичной пневмонии, вспыхнувшей в Китае в 2003 году, и о том, как в в период кризиса COVID-19 и пандемии, потрясший весь мир, их научные знания оказались вновь необходимы и важны для выяснения всей правды о вирусе.
Коротко о главном
Еще три премьерных фильма — короткометражные. Они вошли в сборник, который будет показан одним днем. Всего в подборке четыре картины по 15-25 минут. Впервые аудитория увидит работу Алексея Кобылкова «Дом тигра», а непосредственно московские зрители — фильмы Ольги Домовцевой «Как совершить научное открытие» и Илоны Вашкелите «Визионер из Артюшкино».

Выясняя, как же ученые приходят к своим удивительным гипотезам, Ольга Домовцева отправилась прямо в лаборатории великих творцов прошлого и настоящего. Сегодня ее особенно привлекает жизнь и исследования группы химиков МГУ, работающих над химическим синтезом минералов и поиском антибактериальных свойств, которые можно будет использовать в медицинской имплантации. Именно их будни она наиболее полно показывает и изучает.
В «Доме тигра» речь идет о бывших сотрудниках цирка Дмитрии и Яне Ким, которые лучше прочих знают, как непросто живется хищникам не чистого вида или в возрасте, с увечьями, болезнями, слабостью. Такие звери больше других нуждаются в поддержке и уходе, но как раз на них у работников цирков и зоопарков нет ни времени ни сил. Поэтому супруги Ким полностью перевернули свою жизнь, чтобы открыть в Ленинградской области ветеринарную клинику для хищников.
А визионер из Артюшкино — это Ринальдо Маллямов, ведущий жизнь одновременно философа и фермера... в Арктике. Местные считают его чудаком, но он не сдается. Пытается вдохнуть в безжизненную мерзлоту энергию, делает ставку на пермакультуру (научное соседство флоры и фауны, дающее синергетический эффект). И у него получается! Так что это история о том, как убежденные исследователи и добряки-сумасброды меняют мир, основываясь на новейших научных теориях.

С удовольствием пересмотреть
Четвертая картина в сборнике короткометражек — «Астрофотография. Сквозь пространство и время» режиссера Олега Гаврилина. Ее уже показывали на больших экранах, но это не повод еще раз не вернуться к знакомству с такой профессией как астрофотограф и не прогуляться (виртуально) по Малой обсерватории Московского планетария с ее знаменитым телескопом, умеющим делать снимки далеких космических объектов.

Еще один не новый для Москвы, но новый для фестиваля фильм — «Налог на спасение». Это фильм-наблюдение о человеческих проявлениях – чувствах, эмоциях, словах, поведении – в сложной жизненной ситуации (например, когда герои узнают о неизлечимых болезнях, борятся с зависимостями или живут с серьезными фобиями). В картине свои истории рассказывают люди самого разного возраста, образования и профессий. У каждого своя беда, но схожие проблемы: высокая чувствительность, страх перемен, отрицание помощи и другие психологические барьеры. Как они справляются и как их можно поддержать — показывает режиссер Никас Котич.

Все флаги в гости будут к нам
Важная часть фестиваля — показы зарубежных фильмов. В этом году свои работы представят творческие команды из Швейцарии, Франции и Дании. О швейцарской премьере мы уже писали выше, теперь расскажем о двух других работах.
Фильм «О герое» (Дания) создан по сценарию, написанному ИИ на основе работ немецкого режиссера, сценариста, писателя Вернера Херцога. По сюжету он выступает главным героем, своего рода детективом, который отправляется в Гетункирхенбург, чтобы расследовать смерть местного рабочего при загадочных обстоятельствах. Но и сам Херцог не тот, кем кажется, и фильм не такой, как мы ожидаем. Вымышленная ИИ история, полная иронии и саморефлексии, переплетается с реальными интервью художников, философов и ученых, размышляющих о понятиях оригинальности, аутентичности, бессмертия и души в эпоху искусственного интеллекта. Адаптировал версию ИИ режиссер Петр Виневич.

Картина «Гидроэлектросчастье» (Франция) режиссера Александра Маркова — история любви двух советских ученых в 1960-е годы. Эта художественная фантазия вполне отражает дух времени, когда ради страны, идеи и научных свершений молодые люди готовы были откладывать свои отношения. Вот так и инженер-гидростроитель Вадим, влюбленный в биолога Веру, оставляет ее ждать в России завершения его командировки в Египет. Там ему предстоит строить Асуанскую ГЭС на Ниле, а пригласили его потому, что у него богатейший опыт. Ведь именно советские гидростроители в свое время покоряли Волгу и Дон, Енисей и Днепр, Ангару и Лену.

Фестиваль ФАНК не только представляет фильмы, показывающие науку с увлекательной стороны, но и создает сообщество увлеченных зрителей. А для этого проводит интересные встречи и дискуссии. После всех показов обсудить увиденное можно будет с режиссерами и героями фильмов, а также учеными и популяризаторами науки.
Расписание кинопоказов доступно на сайте фестиваля.