В начале августа 1933 года только что построенный пароход ледокольного типа «Челюскин» взял на борт 112 человек и вышел из Мурманска, рассчитывая несколько месяцев спустя достичь Владивостока. Но не дошел: спустя семь недель после начала рейса он оказался заблокирован во льдах. Судно дрейфовало 5 месяцев и в конце концов было раздавлено льдами.
10 фактов о «Челюскине»: настоящая история знаменитого парохода в простых вопросах и ответах

Участники экспедиции успели заблаговременно разбить лагерь на льду. Спустя почти 2 месяца летчики-полярники сумели найти и вывезти экипаж и участников экспедиции на Большую землю.
Чтобы не портить вам удовольствие от просмотра, сюжет пересказываем лишь в самых общих чертах. А теперь опишем некоторые вещи, которые вряд ли попадут в картину или могут быть не отмечены зрителями. Возможно, зная их, вы даже получите больше удовольствия от просмотра.

Экспедиция была успешной
Звучит странно, учитывая гибель парохода. Но тут надо вспомнить, что ее целью было доказать, что за одну летнюю навигацию реально пройти от Мурманска до Владивостока морским путем. «Челюскин» почти справился с этой задачей – и справился бы на 100%, если бы в трудный момент рядом оказался ледокол.
Сильный ледокольный флот России – результат той истории
До памятного рейса далеко не все специалисты верили, что идея Северного морского пути реализуема. После него стало ясно, что лишь отсутствие ледокольного флота сдерживает его развитие, и СССР начал быстро наращивать строительство ледоколов. В наши дни Россия держит самый большой в мире флот ледоколов, включая несколько атомных.

У Челюскина был предшественник
Годом раньше начальник экспедиции «Челюскина» Отто Юльевич Шмидт и несколько других участников совершили такое же плавание на пароходе «Александр Сибиряков». Как и «Челюскин», он попал в ледовые тиски в Чукотском море и даже сломал винт, лишившись хода. Но в тот раз все закончилось благополучно: команда смастерила самодельные паруса и на них выбралась из льдов на чистую воду, после чего пароход был отбуксирован в порт.

Шмидт решил проверить идею еще раз, на этот раз на судне более крупном – им и стал «Челюскин».
При рождении пароход был «Леной»
Для второй экспедиции Советское правительство выделило роскошное судно: новенький, только что построенный в Дании грузопассажирский корабль, приспособленный для ледовых плаваний. После спуска с верфи его назвали «Лена» – пароход предназначался для курсирования между устьем Лены и Владивостоком. Под этим же именем судно совершило первый рейс в Ленинград. После этого его переименовали, видимо, решив, что слову «Лена» не хватает эпического размаха.
Челюскинцы почти спасли сами себя
Поначалу лед нес плененный им корабль в правильном направлении. Спустя 2 месяца он оказался в Беринговом проливе: до свободной воды оставалось всего несколько миль. И надо же было так случиться, что после этого льды понесло в обратную сторону.
Образ мирного героя
Подвиг челюскинцев совершил в культуре чуть ли не больший переворот, чем в транспорте. Родился новый образ народного героя, который не борется с врагами, а покоряет стихию. Буденновцы, чапаевцы и чекисты уступили место летчикам, ученым, полярникам.

Первые Герои Советского Союза
Челюскинцев и их спасателей чествовали обильно и долго. Примечательно, что золотая звезда героя Советского Союза была учреждена в 1939 году, и первыми, кто ее получил, стали летчики, спасшие челюскинцев – хотя к тому моменту с момента спасательной операции прошло около 5 лет.
Интересно, что в экипажах спасательных самолетов присутствовали два американца, бортмеханики Клайд Армстед и Уильям Левери. Оба получили по ордену Ленина.
Детей не наградили
Фактически, единственными, кто не получил наград, стали два ребенка из числа людей, бывших на борту парохода и переживших все тяготы зимовки в Арктике на льду. Жаль деток.
Как путешествовать по Арктике, не сходя с места
Наблюдая, как дрейфует пароход, ученые натолкнулись на идею дрейфующих полярных станций. Уже в 1937 году заработала первая из них – знаменитая станция Ивана Папанина. А инициатором ее создания был все тот же Отто Шмидт.

Роль спасательной авиации
История эвакуации экипажа парохода со льдины стала первым большим успехом спасательной авиации. Она широко освещалась в мировой прессе: после этого доверие к самолетам резко выросло.
На этом все. Если вы смотрите сериал, напишите в комментариях ваши впечатления для автора. Удалось ли киношникам соединить зрелищность и достоверность?
По материалам «Википедии».