Взрывная техника Джона Перальты: как американский скульптор создает «чертежи в разобранном виде»

Американский художник создает материальные, трехмерные взрывные диаграммы легендарных приборов, механизмов и гаджетов прошлого. Детали подвешиваются в строгом порядке, чтобы показать их внутреннее устройство, а заодно вызвать целый поток воспоминаний, общих для всего человечества.
Антон Монахов
Антон Монахов
Взрывная техника Джона Перальты: как американский скульптор создает «чертежи в разобранном виде»
www.johnperaltafineart.com
Как и многие великие идеи, эта пришла из эпохи Ренессанса — блистательного времени, когда почти каждый художник был еще ученым и инженером.

Взрыв-схемы — «чертежи в разобранном виде» — появились в самом начале XV века и достигли высокого уровня уже к его концу, в частности в работах Франческо ди Джорджо и Леонардо да Винчи. Такие изображения помогают лучше понять внутреннее устройство механизмов, соединения и взаимодействия между отдельными деталями, иногда — последовательность сборки или разборки. Взрыв-схемы дают более естественное восприятие чертежа — недаром такой подход используется в инструкциях по сборке мебели IKEA и конструкторов Lego. Наконец, они просто красивы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутренний мир механизмов

В 2005 году, когда молодой Джон Перальта ездил по Дальнему Востоку, он увидел в журнале взрывную диаграмму велосипеда. Картинка поразила его своей хрупкой красотой и изменила жизнь. Уроженец юга США (и потомок губернатора Нью-Мексико дона Педро де Пералты, который в 1610 году основал столицу штата Санта-Фе), Джон провел детство и юность в небольших городках, где приходилось много работать руками.

widget-interest

Имя: Джон Перальта

Страна: США

Жанр: скульптура, инсталляция 

Объект: старинные механизмы

С ранних лет он интересовался старой техникой: разбирал сломанные радиоприемники и магнитофоны, чтобы лучше понять, как они работают, и постараться починить. Художественный талант подростка проявился без всякого образования, сам собой, когда Перальта начал рисовать карандашом и углем, подражая математически точному стилю знаменитого голландца Маурица Эшера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Став самостоятельным, Джон отправился в долгое путешествие по другому полушарию. За 20 с небольшим лет он посетил десятки стран, от Европы и Африки до Индии, Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. В Гонконге Перальта основал консалтинговую компанию Global Philanthropic, которая занимается стратегическим управлением в области образования и помогает многим крупным вузам мира. Кроме того, он работал исполнительным директором по международным связям Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), имел свой успешный бизнес.

Пишущая машинка Blickensderfer No. 9, инсталляция
Пишущая машинка Blickensderfer No. 9
www.johnperaltafineart.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все это время Джон продолжал рисовать. Особенно его увлекали движе ние и механика, пространство и время, контрасты и неожиданные цветовые решения, как на картинах Пабло Пикассо или снимках британского фотографа Сторма Торгерсона, который прославился своими сюрреалистическими обложками к альбомам Pink Floyd.

А потом Перальта увидел взрыв-схему — и ушел в нее с головой. Вскоре он разработал собственную технику, которая позволяет превратить нужный объект в трехмерную взрывную диаграмму, подвесив детали в продуманном и эффектном порядке.

ДВЕ ПОЮЩИЕ ПТИЦЫ
widget-interest

Антикварный звучащий автоматон (Швейцария, середина ХХ века), 18-каратное золотое покрытие, бронза, древесина, перья, ткань, стекло. 

35х35х70 см. 

2021 год.

Самая знаменитая серия его работ, Mechanations, — это целая галерея великих изобретений, которая раскрывает не только их «внутренний мир», но и истории, в которых они выступали как свидетели или даже непосредственные участники. Старинные кинокамеры Bolex и фотоаппараты Rolleiflex, швейные машинки Singer и пишущие Hammond Multiplex словно замерли в воздухе, зафиксированные на выдохе, в тот момент, когда они полностью раскрыты. Каждая деталь закреплена на отдельной нити, чтобы зритель мог заглянуть не только в их нутро, но и в прошлое — как самих этих предметов, так и поколений людей, с которыми они неразрывно связаны.

ТРЕХГЛАЗЫЙ ВОРОН
widget-interest

Кинокамера Polliard-Bolex производства 1950 года, древесина, сталь, нейлоновые нити, LED-лампочки. 

102х102х33 см. 

2023 год.

Вещь становится совершенной

Процесс начинается с поиска. «Вот странная, смутно знакомая вещь, сломана и задвинута под стол в замшелой лавке со всяким старьем, — писал Перальта, рассказывая о своем методе в коротком свободном стихе. — Я нашел ее спящей под грудой таких же ненужных предметов, считающей время по слою скопившейся пыли. Инструмент, прежде такой уверенный, чувствует себя слишком хрупким, когда я забираю его из привычного места».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем в мастерской художник осторожно раскручивает объект на детали и реставрирует те, которые слишком заметно состарились. А потом аккуратно подвешивает их — так, чтобы зритель понял, как все эти элементы были соединены в целое, в работающий механизм, один из бесчисленных памятников человеческой изобретательности.

ОПЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
widget-interest

Театральный бинокль Le Maire производства 1918 года, перламутр, стекло, древесина. 

51х17х23 см. 

2020 год.

Основное внимание Перальта уделяет антикварным предметам, однако не ограничивается ими. Так, один из его проектов показывает кассетный магнитофон Sony 1980-х годов. На его микросхемах, колесиках и кнопках закреплены миниатюрные фигурки людей, занятых тем, чем занимались люди под музыку из таких бум-боксов: танцующих, играющих в баскетбол, гоняющих на велосипедах и скейтах. Эта работа особенно ярко выражает философию творчества Перальты: она демонстрирует не только внутренности повседневных вещей, но и скрытые в них воспоминания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие, более масштабные проекты рассказывают эти истории еще громче — например, большая инсталляция с музыкальными инструментами, которую Джон выполнил по заказу отеля Virgin в Нэшвилле. Диалог между художником и старинными механизмами становится разговором между прошлым и настоящим. Предметы, казалось бы давно утратившие свою значимость и важность, оживают снова, на этот раз — как часть человеческой памяти. Такое разделение, разборка предметов не уничтожает их, но, напротив, возрождает к жизни.

ЗОЛОТОЙ STRATOCASTER
widget-interest

Гитара Fender Stratocaster, древесина, металл, пластик, нейлоновые нити, LED-лампочки.

125х102х43 см.

2015 год.

Взрывная диаграмма покидает страницы книг и журналов и превращается в механический балет, остановленный в момент кульминации. Давно забытые вещи: навигационный секстант, пленочная кинокамера, старинный пистолет — возвращаются к людям на пике своей судьбы и формы. Такими, какими были они тогда, когда считались вершиной технологии, делили с людьми мириады общих дел и казались невероятно нужными.

«Спасенная вещь, брошенная и забытая, стала совершенной»
завершает Перальта свой свободный стих