Босс оркестра: зачем музыкантам нужен дирижер
Подробно об этом рассказала музыковед Надежда Маркарян в своих лекциях. А мы сейчас кратко расшифруем смысл. Воображение человека, как известно, безгранично. И когда у автора возникает какой-то образ, эмоция, ощущение, он пытается зафиксировать это на бумаге. Писатель подбирает нужные слова, композитор – ноты. Но проблема в том, что никакой системой знаков невозможно передать сто процентов замысла: как фразу можно прочитать с разной интонацией, так и звук можно сыграть по-разному. И в итоге все отражается на смысле.
Так что основная задача дирижера – понять композитора, соотнести написанное с его биографией, временем, когда было создано произведение, и наложить это все на современность, чтобы было понятно зрителю. А поскольку каждый дирижер интерпретирует музыку по-своему, творения всех великих композиторов мы слышим через призму восприятия дирижеров.
Можно, конечно, научиться читать партитуры (одновременно слева направо и сверху вниз, потому что партии инструментов записаны одна под другой), но и это не даст услышать оригинал. Получится лишь собственная интерпретация.
Почему одно и то же произведение звучит по-разному
Но, казалось бы, вот ноты, все написано, бери и играй, какая тут может быть отсебятина? Но не все так просто. В партитуре есть устойчивые и подвижные элементы. К устойчивым относятся те, без которых мы бы не узнали даже хорошо знакомое произведение: лад (мажор или минор), ритм, мелодический рисунок. К подвижным элементам можно отнести темп, штрихи, акценты. Именно в них и проявляется дирижер.
Например, может быть отметка «Con brio», обозначающая степень выразительности музыки. Переводится это как «живо», но каждый человек это «живо» воспринимает по-разному в силу своего характера, темперамента, настроения, задумки, которую он хочет передать... Или, например, отметка «Dolce». Она означает, что нужно играть нежно. Но как это – «нежно»? Как именно? Никакой конкретики, и отсюда множество дирижерских вариаций одного и того же произведения.
И снова мы возвращаемся к вопросу о том, зачем оркестру нужен дирижер. Если каждый музыкант будет играть «живо» и «нежно» так, как кажется именно ему, то получится хаос, а не единое музыкальное произведение. Задача дирижера – донести до музыкантов свое видение и добиться нужного звучания инструментов.
Смотрят ли музыканты оркестра на дирижера
Оттачивание происходит во время репетиций дирижера с оркестром, когда проговариваются все темповые и динамические изменения, характер всего произведения. Но что делать, если кто-то из музыкантов уже на концерте вдруг начал играть «не так»? Всегда ли оркестранты смотрят на дирижера и могут вовремя отреагировать? Об этом нашей редакции рассказал Сергей Пащенко, главный дирижер оркестра Московского губернского театра, заслуженный артист Московской области.
– Музыканты одновременно видят и ноты, и дирижера благодаря периферическому зрению, – уточняет маэстро. – Несмотря на то, что каждый музыкант уже отточил свою партию, знает, где будет изменение динамики или темпа, в каком моменте нужно сделать художественную остановку, все равно обязательно должен быть зрительный контроль. Дирижерская палочка или руки – это основной информационный инструмент, который передает все то, что было отрепетировано заранее и что может происходить здесь и сейчас. Например, солист, услышав аплодисменты публики, может поддаться эмоциям, изменить свое исполнение. Это человеческий фактор, и именно дирижер скорректирует оркестр.
Жесты дирижера передают не только темп, динамику, штрих и характер, но и многое другое, что дает музыкантам понимание, как именно нужно играть. Также если коллектив большой, то оркестранты могут друг друга не слышать, в то время как дирижер слышит каждого и обеспечивает слаженную игру. Если же во время выступления музыкант ошибся, это моментально заметят и коллеги, и дирижер, но оркестр продолжит игру до занавеса, а уже потом будет разбор полетов. К ошибке может привести не только человеческий фактор, но и неполадки с инструментом.
Зачем дирижеру нужна палочка
Кстати, наверняка вы замечали, что дирижеры могут управлять оркестром и без палочки. Так в каких случаях она нужна, а когда можно обойтись без нее?
– Палочка – это основной аксессуар, продолжение руки дирижера, – говорит Сергей Пащенко. – Она помогает, делает дирижера более заметным для музыкантов, особенно во время спектакля, когда на сцене идет игра света, создающая нужную атмосферу. Но многие дирижеры, играя барочную музыку, например, намеренно отказываются от палочки, чтобы показать звуковедение кистями рук. Она также не нужна при управлении биг-бендом, там своя специфика, другой стиль музыки, может быть взаимодействие со зрителями, когда добавляются щелчки пальцами, хлопки и так далее.
Но окончательный выбор остается за каждым дирижером. Одни отказываются от палочки, потому что она сковывает движения, другие, наоборот, с ее помощью экономят силы, а третьи превращают в свою фишку: например, Валерий Гергиев использует настолько короткую палочку, что издалека кажется, будто он дирижирует зубочисткой.
Но, согласитесь, классическая дирижерская палочка при исполнении классической музыки добавляет определенный статус дирижеру и некую магию происходящему: один взмах – и заиграл целый оркестр, а тишина превратилась в музыку.
Подводя итог всему вышенаписанному, остается отметить, что без дирижера не будет не только слаженной игры оркестрантов, но и самого музыкального произведения, той экспрессии и уникального прочтения, ради чего люди и слушают оркестр.