На пороге интерфейсной революции: что сейчас происходит в цифровом искусстве
13 октября завершилась одна из самых интересных и модных выставок Москвы, которая собрала работы лауреатов одноименного конкурса, посвященного теме «Цветное vs черно-белое». Перед выставкой жюри отсмотрело более 1400 произведений: в отличие от прошлого года, экспонировались только работы, занявшие призовые места в каждой из семи категорий.
Тихон, как человек, непосредственно причастный к организации выставки restore:digital art, скажите: как современные технологии изменили искусство?
Так же, как это в свое время сделала фотография: и палитра возможностей, и доступность творчества сильно расширились. Фотоаппарат стал инструментом для гораздо большего количества людей, чем узкое сообщество художников. У них появилась возможность передать свой творческий замысел, не тратя годы на обучение живописи. А сейчас и инструментарий стал шире, и доступность техники выросла. Смартфон, пусть даже самый простой, может себе позволить огромное количество людей — а снимает он объективно лучше, чем это делали бюджетные пленочные камеры.
С другой стороны, появление фотографии в XIX веке оказало заметное влияние на живопись. Что-то обесценилось, что-то, наоборот, возникло — и это была интересная эволюция искусства. То же самое происходит сейчас: те инструменты, которые появляются, все, что про 3D, про цифровую иллюстрацию, нейросети, которые позволяют генерить изображения, — они снова все изменят.
Как — пока непонятно, я не берусь прогнозировать. Но очевидно, что в очередной раз обогащается инструментарий и повышается производительность художника. Мне представляется крайне важным и любопытным следующий шаг — когда мы доверим ИИ не только исполнение, но и сам замысел. Что получится в результате и будет ли это искусством — вот тут может получиться настоящая философская дискуссия.
Появится ли современное цифровое искусство через сто лет в музеях?
Конечно, мы его там видим уже сейчас. Просто пока не до конца привыкли к тому, что это искусство. Но оно есть и на выставках, и в музеях.
А чем отличается искусство? Ценой?
Восприятием.
То есть, если меня какой-то плакат трогает во много раз сильнее, чем полотно признанного мастера, этот плакат тоже можно считать искусством?
Безусловно.
Существует ли рынок цифрового искусства?
Был же бум NFC-картинок. Что это, как не рынок цифрового искусства? Просто он не сложился.
Сама идея цифрового оригинала пока не «выстрелила». Если отставить в сторону разные «мыльные пузыри», то нужно признать: фотографию как искусство монетизировать тяжело. Тяжелее, чем живопись. С цифровыми произведениями дело обстоит еще хуже. Конечно, наверняка появятся какие-то звезды, которые на этом заработают. И это явно цепляющее людей на правление: в прошлом году к нам на выставку пришло 12 тыс. человек, в этом году посетителей намного больше. Загадывать, как все будет дальше, сложно — да и зачем? В сфере искусства сейчас гораздо интереснее просто наблюдать.
Можно ли сегодня говорить про инвестиции в цифровое искусство?
Ну вот фотовыставки — коммерческая ли это история? Конечно, нет. И цифровое искусство не про инвестиции — пока это диалог художника с публикой на современном языке. Я так это воспринимаю.
Если вернуться к теме инструментов для творчества, то мне кажется, что ключевые мобильные приложения следующего года, эдакие killer application, будут связаны именно с нейросетевыми технологиями — и это заставит всех обновить гаджеты. Согласны?
Не факт, что ради этого придется обновлять гаджеты. Скажем, у того же Apple нейросети отлично работают на iPhone 15 Pro. Не знаю, какая ситуация у других производителей, но в целом мы стоим скорее на пороге интерфейсной революции.
Это значит, что производительность процессов будет повышаться за счет того, что смартфон научится лучше понимать, что делает пользователь, и все время предлагать какую-то новую штуку — варианты следующего действия и не только. Вот чего я жду: контекстно зависимый интерфейс. Этот тренд давно набирает обороты — виртуальные помощники ведь из той же серии — и возможно, в итоге приложения как таковые вообще исчезнут.
В моей молодости люди пользовались множеством гаджетов: покупали фотоаппараты, магнитофоны, видеокамеры и кучу других. И так было еще до недавнего времени. А сейчас остался, по сути, один смартфон. Можно ли говорить о том, что рынок гаджетов умер?
Смартфон — гаджет, который продается много миллионными тиражами. Да, рынок гаджетов фактически стал монокатегорийным. Но, конечно, не умер.
А что вы думаете про будущее гаджетов для виртуальной реальности? Почему они не вошли в массовый обиход?
Не будем спешить: не все заходит сразу. Если говорить не о технологии, а о концепции, то рынок VR еще «выстрелит». Человечеству потребуется чем-то себя занять — и оно погрузится в виртуальную реальность, я в этом абсолютно убежден. Как все будет реализовано — как VR-очки или вживленный в голову электрод, я не знаю. Но в саму концепцию верю.