Искусственный интеллект, «бог в клетке» и эксцентричные ученые: 5 достойных фильмов из программы фестиваля «Мир знаний»

Редакция Techinsider.ru готовится к «Миру знаний» — международному фестивалю научно-популярных и исследовательских фильмов, который пройдет с 19 по 22 сентября в Санкт-Петербурге. Из его обширной программы мы выбрали 5 картин о науке и ученых, которые обязательно стоит увидеть.
Искусственный интеллект, «бог в клетке» и эксцентричные ученые: 5 достойных фильмов из программы фестиваля «Мир знаний»
«Мир знаний»

«Век искусственного интеллекта»

Алан Сенкель, США
  • Искусственный интеллект из приметы научно-фантастических романов о далеком будущем превращается в повседневную часть нашей реальности. В своем документальном исследовании Алан Сенкель пытается ответить на вопрос, как эволюция ИИ повлияет на человечество: предстоит ли нам жить в антиутопии, управляемой машинами, или в дивном новом мире, где ИИ поможет нам как виду развиться до сверхчеловеческого уровня. Кроме этого центрального вопроса в «Веке искусственного интеллекта» Сенкель пытается понять, как ИИ повлияет на экономику, творчество и наше понимание мира.
  • Могут ли произведения искусства, созданные ИИ, конкурировать с человеческим творчеством?
  • Как ИИ повлияет на общество, как изменит экономик?
  • Возможно ли регулировать ИИ и что станет с современным образованием?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На эти вопросы Сенкелю помогают ответить не только эксперты — нейробиолог Анил Сет, специалист по этике Энрико Панай, технолог Адам Леон Смит, теолог Паоло Бенанти и создатель ИИ Джош Бачински — но и Кассандра, «сущность с искусственным самосознанием», предлагающая уникальную точку зрения на эру ИИ. Режиссер напоминает миру, стоящему на пороге технологической эволюции, о важности дискуссии о глубоких последствиях наших развивающихся отношений с искусственным интеллектом.

«Мир знаний»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мир по Либерману, или бог в клетке»

Владимир Непевный, Россия

Фильм Владимира Непевного отправляет зрителя в путешествие по удивительной творческой жизни Ефима Либермана — одного из оригинальнейших ученых XX века, пытавшегося объединить в одну дисциплину математику, физику и биологию. Первую славу ему принесли исследования энергии живой клетки. Либерман доказал, что в ее структуре существует нечто наподобие генератора, аккумулирующего энергию как привычная нам всем батарейка.

Похожую аналогию он обнаружил и в том, как клетка собирает и использует поступающую к ней информацию, назвав процесс «молекулярным компьютингом». Либерман был известен своей эксцентричностью и до конца своей долгой жизни удивлял научное сообщество смелыми гипотезами, вроде квантовой природы сознания. Многие из них были доказаны уже после его кончины или стали предметом изучения современной науки. Однако самая амбициозная идея Либермана, объединяющая науку и религию, еще далека от разгадки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тихая эпидемия»

Уинслоу Крейн-Мердок и Линдси Киз, США

Однажды, когда Джулии было 11 лет, ей неожиданно стало плохо в школе. Она не могла пошевелить ни ногами, ни руками. После десятков тестов ни один не оказался положительным. С тех пор прошло много лет, но состояние Джулии так и не улучшилось. Это только одна из историй, рассказанных в «Тихой эпидемии» — фильме, посвященном хронической болезни Лайма, существование которой не признают официальные медицинские организации. По их мнению, болезнь полностью излечивается курсом антибиотиков в течении нескольких недель и не имеет никаких последствий.

Однако авторы «Тихой эпидемии» Уинслоу Крейн-Мердок и Линдси Киз приводят немало доказательств обратного. В США ежегодно у 476 000 человек диагностируется болезнь Лайма и по данным Киз и Крейн-Мердок около 10-20% из этого числа, несмотря на своевременное лечение, продолжают страдать от долговременных симптомов: усталости, боли в суставах и более серьезных неврологических проявлений болезни, как в случае с Джулией. Проблема состоит в том, что методы диагностики, а значит и лечения хронической болезни Лайма не изобретены. Врачебное сообщество считает, что продолжающиеся симптомы имеют психосоматическую природу и не занимаются их глубоким изучением, что превращает существование хронической болезни Лайма в вопрос веры, а не науки. Фильм пытается привлечь внимание к этой проблеме и боли десятков тысяч людей, вынужденных сражаться со своей болью в одиночку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мир знаний»

«Миры профессора Бобровского»

Дмитрий Завильгельский, Россия

Достижения химика Алексея Бобровского можно перечислять долго, но режиссера Дмитрия Завильгельского интересует не столько передовые исследования жидкокристаллических полимеров, которые используются для создания экранов и для накопления информации, сколько уровни жизни Бобровского, который на некоторое время превратился в звезду науки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 10-х годов ученый часто появлялся в качестве гостя в радио и телеэфирах, был героем документальных фильмов. В их числе была и одна из работ самого Завильгельского «Химики», которая, по словам, Бобровского изменила его, заставив увидеть себя со стороны как человека чересчур самодовольного и упивающегося славой. В «Мирах» в пяти главах Завильгельский показывает своего героя как личность с множеством интересов, в равной степени преданную науке, семье и игре на барабанах.

«Сквозь темную материю»

Марьям Махиева, Россия

Большой адронный коллайдер, запущенный неподалеку от Женевы в 2008-м году, зарядил оптимизмом ученых по всему миру в той же степени, в какой напугал людей, имеющих самое общее представление о принципах и целях его работы. В своем документальном фильме Марьям Махиева развеивает мифы, окружающие самый большой ускоритель частиц в мире, и рассказывает о важности исследований, которые были бы без него невозможны. В этом ей помогают российский физик Мария Шрайбер и другие ученые, работавшие в швейцарском центре исследований.