Недетская анимация: какие реальные психические процессы показаны в мультфильме «Головоломка-2»
«Головоломка-2» вышла в мировой прокат чуть меньше месяца назад и уже стала самым успешным мультфильмом студии Pixar за всю ее историю. Анимационному фильму удалось заработать более миллиарда долларов, но помимо этого у него получилось поразить сердца миллионов зрителей, а это, как известно, дороже всяких денег.
Идея создания мультфильма «Головоломка»
Идея создания мультфильма о том, как устроен человеческий мозг и какие эмоции в нем формируются, пришла режиссеру Питу Доктеру в конце 2009 года. Тогда он заметил, что поведение его дочери по мере взросления начало меняться, и ему стало интересно, какие биологические процессы за этим стоят. Обратившись за консультацией к лучшим психологам и нейробиологам, мужчина узнал много нового и любопытного о гранях нашего разума, и решил передать эти знания через творчество — в виде анимации. Так на свет появилась «Головоломка», в которой говорится об 11-летней девочке Райли. Ее поведение определяется всего пятью базовыми эмоциями: Радостью, Грустью, Гневом, Страхом и Брезгливостью.
Прошло 9 лет с момента выхода первой части: Райли повзрослела, в ее жизни начался переломный момент — половое созревание. В этот непростой для подростков и их родителей период в человеческом организме происходят значительные физические и психологические изменения, показать которые в рамках мультфильма очень сложно, но режиссер Келси Манн и его команда решили принять этот вызов.
О начале пубертата главной героини в головном Штабе эмоций сигнализирует красная мигающая кнопка, сопровождающаяся громкой сиреной. Везде царит хаос, все разрушается, поведение Райли резко меняется. Причина тому — расширение и углубление эмоционального опыта.
Факты о «Головоломке-2»
Консультация психологов
Одним из экспертов, приложивших руку к созданию мультфильма, стала Лиза Дамур, американский клинический психолог. Она хорошо разбирается в науке об эмоциях подростков, написала три книги о подростках и их часто интенсивном эмоциональном развитии. А компанию ей составил специалист по эмоциям Дэчер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли и директор Научного центра Greater Good. Именно он помог определить, какие новые эмоции появятся в сюжете и как точно изобразить их поведение.
В результате четырехлетнего сотрудничества с представителями науки художники-мультипликаторы, режиссеры и сценаристы смогли изобразить различные реальные психические процессы: как трансформируются наши воспоминания, попадая из кратковременной памяти в долговременную, как развивается абстрактное мышление, как происходит считывание эмоций, что такое сарказм и как разные эмоции — положительные и негативные — могут дополнять друг друга.
Подростковая экспертиза
Поскольку создатели мультипликации уже далеко не подросткового возраста, они решили обратиться к самим подросткам и попросили их оценить, насколько показанное на экране соответствует реальности.
В исследовательской группе, которая получила название «Команда Райли», было девять девочек. Каждые четыре месяца по мере добавления в мультфильм каких-то новых сцен они должны были отсматривать отрывки и делиться своим экспертным мнением.
Эмоций должно было быть больше
По первоначальной задумке авторов в новой части картины должны были появиться девять эмоций, но квадратные метры Штаб-квартиры эмоций оказались слишком тесными, чтобы уместить их всех. Чтобы не делать мультфильм еще более сложным, съемочная группа была вынуждена распрощаться с Виной, Ревностью, Злорадством и Перфекционизмом.
Оставить в сюжете Тревожность, Зависть, Стыд, Хандру и Ностальгию также настояли консультанты-психологи:
Нет исключительно плохих и хороших эмоций
Авторам было важно показать как здоровые, так и нездоровые стороны различных эмоций и заставить зрителя понять, что вообще все эмоции полезны. Даже тревога, которая в моменте охватила главную героиню и вызвала у нее паническую атаку, тоже важна: она защищает нас, помогает нам представлять и предвидеть то, что может пойти не так, корректировать курс и принимать лучшие решения. Грустить тоже нормально, это заставляет задуматься о своих ценностях, приоритетах, отношениях с другими людьми и пережить неприятные моменты. Стыд позволяет нам учиться на собственных ошибках.
Почему стоит посмотреть мультфильм
Сам сюжет может не зацепить многих зрителей: девочка-подросток, играющая в хоккей, пытается пробиться во взрослую команду и сталкивается с рядом жизненных препятствий, преодолеть которые помогают (а иногда и не помогают) различные эмоции. Но взглянуть на картину все же стоит хотя бы для обогащения знаний о психологии человека. Мультфильм не является способом оказать психологическую помощь всем, кому это необходимо, но он подчеркивает важность принятия себя, заботы о своем ментальном состоянии.
Какие эмоции могут быть добавлены в мультфильм «Головоломка-3»
Редакция сайта TechInsider.ru решила пофантазировать и предположить, какие персонажи могли бы появиться в третьей части нашумевшего мультфильма! Наверняка главная героиня в ней станет уже очень взрослой, появятся новые заботы и, конечно, новые эмоции. Вот, например, обеспокоенная Ревность.
А этот господин в костюмных штанах — недовольное Презрение.
Положительные эмоции тоже есть у взрослых, смотрите их здесь!