Тайна исчезновения Антуана де Сент-Экзюпери: герой, дезертир или самоубийца

В годы Второй мировой войны любимый многими писатель, автор «Маленького принца», был военным пилотом, сражавшимся за освобождение Франции. В одном из вылетов он пропал. Лишь полвека спустя его самолет был найден, но причины его гибели остались тайной. А показания немецкого пилота, сбившего его, лишь больше запутали дело.
Тайна исчезновения Антуана де Сент-Экзюпери: герой, дезертир или самоубийца
В общественном достоянии
Содержание статьи
Антуан де Сент-Экзюпери исчез 31 июля 1944 года, почти ровно 80 лет назад.

Он служил в разведывательной авиации, пилотируя новейший дальний разведчик F-5B-1-LO, и в тот день вылетел с аэродрома Борго на острове Корсика на боевое задание. Он так и не вернулся на базу. Ни в радиопереговорах, ни в показаниях радаров – к тому моменту они уже были на вооружении союзников, – ни в отчетах немецкого командования не нашлось ключей к пониманию того, что с ним случилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Браслет писателя – первая находка

В 1998 году марсельский рыбак выловил из моря браслет из нержавеющей стали. На нем были выбиты имена «Антуан» и «Консуэло» – так звали жену писателя, – а также адрес американского издателя де Сент-Экзюпери.

Личный браслет Сент-Экзюпери
Fredriga - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стало понятно, что искать следы самолета надо в этих местах – ранее предполагали, что пилот потерпел крушение в Альпах. Два года спустя ныряльщик Люк Ванрель нашел следы катастрофы. Остатки двухмоторного Lightning были разбросаны по дну на огромном расстоянии, полосой длиной в километр и шириной 400 метров. Судя по такой картине разрушений, самолет вошел в воду на огромной скорости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наверное, миллионы поклонники писателя затаили дыхание в ожидании, что сейчас тайна раскроется, но французские власти запретили все поиски в том районе. Лишь в 2003 г. поисковые работы были возобновлены. Лишь тогда подтвердилось, что обломки принадлежат P-38 Lightning с серийным номером 2734-L – именно эта машина была закреплена за де Сент-Экзюпери.

Последнее фото самолета писателя в полете Сент-Экзюпери
Последнее фото самолета писателя в полете.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что с тобой случилось, кумир?

На деталях самолета не было следов обстрела – это все, что исследователям удалось понять. Самые разные люди начали высказывать различные версии, что же произошло с писателем.

Возможно, конечно, что это была трагическая, но банальная поломка. Впрочем, даже если у самолета отказали двигатели или управление, пилот наверняка постарался бы смягчить падение или выпрыгнул с парашютом.

Версии о самоубийстве и дезертирстве: за и против

Много сторонников есть у суицидальной версии. Те, кто знал де Сент-Экзюпери, говорили, что он находился в серьезной депрессии. Военная служба угнетала его. «Хотелось бы (...), чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода», – писал он другу за три недели до гибели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Антуан де Сент-Экзюпери в кабине P-38 image
Антуан де Сент-Экзюпери в кабине P-38
К.Е.Сергеев - Wikipedia

Однако в версию о самоубийстве не так просто поверить. Тон того письма в целом бодрый: «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть ...я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный». И заканчивает он его словами: «У меня есть что делать и после нее (войны)».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поверите ли вы, что человек с такими мыслями наложит на себя руки?

Другие считают, что писатель дезертировал, сдавшись обстоятельствам. Тоже версия, в которую сложно поверить – вспомним, что речь идет о парне, который пережил несколько авиакатастроф, пять дней выбирался из ледяного плена в Андах и четыре дня выживал в Сахаре после очередного крушения. А потом дважды добивался поступления на военную службу, хотя каждый раз его не хотели брать из-за солидного возраста.

Откровения немецкого пилота

Прошло еще пять лет, и новая сенсация: 86-летний ветеран люфтваффе Хорст Рипперт заявил, что это он сбил де Сент-Экзюпери в тот день. По его словам, он расстрелял пилота точной очередью, после чего неуправляемый самолет-разведчик перешел в пике и вошел в воду вертикально на огромной скорости.

Хорст Рипперт, летчик-истребитель люфтваффе портрет
Хорст Рипперт, летчик-истребитель люфтваффе.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирония жизни в том, что Рипперт был поклонником писателя и коллегой – после войны он работал журналистом. Немец пояснил, что признался для того, чтобы очистить доброе имя де Сент-Экзюпери от обвинений в дезертирстве. «Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери», – объяснил он.

Но его история сразу вызвала скепсис, в первую очередь у сослуживцев Рипперта. С чего бы ему утаивать, что он сбил самолет, логично говорили они. Да и радары американских военных в тот день не зафиксировали посторонних самолетов над морем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник де Сент-Экзюпери
Соцсети

Версия, которую никто не высказывает

Почему-то среди высказанных вариантов нет одной, довольно логичной – что у писателя что-то случилось со здоровьем. Ему было уже 44 года и не зря его отказывались брать в ряды военных пилотов. Более того, крушение в Гватемале в 1937 г. так подорвало его здоровье, что он так и не смог полностью его восстановить.

Узнаем ли мы когда-нибудь правду?