Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых
В преддверии Дня российской анимации, которой совсем скоро, 8 апреля 2024 года, исполнится 112 лет, мы расскажем историю русского биолога и кинорежиссера Владислава Старевича, которому удалось обогнать всех мультипликаторов мира, впервые показав людям магию анимационного кукольного кино! И путь его карьера завершилась так же стремительно, как и началась, а после эмиграции он так и не смог заслужить признание властей СССР, вклад Старевича в отечественную мультипликацию неоценим.
Зарубежный зритель, впервые увидев мультипликационные фильмы Старевича, не сразу поверил, что перед ним — проработанные до мельчайших деталей макеты насекомых. Со стороны казалось, что жуков кто-то решил выдрессировать и натурально снять на камеру. Действительно, то, что создавал талантливый режиссер не поддавалось объяснению. Публика не так давно успела открыть для себя игровое кино, а тут ей показали еще большее волшебство, называемое мультипликационным фильмом!
От праксиноскопа до кукольного театра: с чего началась мультипликация в России
Путь российской и мировой анимации в целом начался с нехитрого изобретения, способного создавать из изображений движущуюся оптическую иллюзию - праксиноскопа. Затем главными участниками ранних, еще досоветских экспериментов в сфере мультипликации стали не картинки, а куклы: один из прославившихся балетмейстеров Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев использовал свою богатую коллекцию марионеток, чтобы поставить и записать первый кукольный мультфильм. На тот момент, когда о графике мультипликаторы еще не знали, куклы и искусственно создаваемые персонажи оставались главными и единственными участниками сюжетного анимационного кино.
- Как никто другой технику кукольной мультипликации сумел освоить и реализовать на практике отечественный режиссер и ученый в душе Владислав Старевич.
Энтомология кино
Еще со школьной скамьи Старевича больше всего интересовали две вещи: фотография и энтомология — раздел зоологии, изучающий насекомых. Он был из тех любопытных мальчишек, которые собирали редких жуков, чтобы засушить их для личной коллекции. Однако Старевича привлекал не столько сам инсектарий, сколько процесс создания из подручных средств макетов насекомых, точь-в-точь напоминающих настоящих. С годами биология все больше увлекала юношу.
В старших классах будущий режиссер устроился на подработку в краеведческий музей города Ковно. Там он впервые познакомился с хранящейся в одном из залов запылившейся кинокамерой и открыл свой главный талант. Талант к кинопроизводству. Он придумал, спродюсировал и самостоятельно снял несколько образовательных короткометражных роликов на темы, связанные с энтомологией. В одном из «документальных» фильмов о рогатых жуках, сделанном специально для студентов-биологов, он решил использовать чучела насекомых, чтобы придать картине большей наглядности и зрелищности. Эксперимент удался, и директор музея настоял на том, чтобы Старевич поехал в большой город и нашел там применение своим выдающимся способностям.
Повзрослев и перебравшись из глубинки в Москву, Владислав Старевич познакомился с предпринимателем, кинопромышленником Александром Ханжонковым, на тот момент руководящим успешным ателье по производству и прокату кинофильмов «А. Ханжонков и Ко». Способности Старевича заинтересовали Ханжонкова: в его мультфильмах он увидел не только сенсацию, способную стать поразительнейшим явлением века, но и коммерческий потенциал. Сначала кинопредприниматель подарил «стажеру» камеру и пленку, а затем выделил для него студию и пообещал полную свободу творчества в обмен на права на все создаваемые режиссером короткометражные мультипликационные картины.
Первые мультфильмы с жуками в главной роли
«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — говорил о Владиславе Старевиче отец американской школы мультипликации Уолт Дисней. И был абсолютно прав. Режиссеру-самоучке удалось соединить актерскую игру с кукольной объемной анимацией, выпустив первые в истории России мультфильмы.
Однако заставить играть необычных актеров (пока еще живых) оказалось не так просто. Для первого фильма режиссеру понадобилось записать на пленку сцену сражения жуков-рогачей. Но на деле запечатлеть с насекомыми динамичное действие оказалось совсем непросто. Кроме того, жуки плохо реагировали на выставленный для съемки яркий свет. Тогда Старевич взял панцири жуков-оленей и решил сделать из них муляжи, чтобы заснять нужную сцену покадрово. В конечном счете идея сработала.
С того момента Владислав Старевич стал использовать чучела насекомых для своих фильмов и изготавливать жуков, стрекоз, бабочек, мелких букашек самостоятельно из искусственных материалов. В основном он использовал проволоку, резину, клей, пружинки и гуттаперчу, чтобы максимально реалистично воспроизвести представителей живой природы, соблюдая их размеры и физиологические особенности. Нередко для создания «актеров» режиссер обращался к знакомым энтомологам за советами и задействовал в бутафорных жуках части настоящих насекомых.
Его фильмы глобально были гротескными пародиями на современный кинематограф — на его шаблонные сюжеты и «украшательства». Например, в своем первом фильме, вышедшем в 1912 году под названием «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», высмеивалась предсказуемость рыцарских романов и надуманные, псевдоисторические сцены из аристократической жизни правителей. Первый мультфильм был немым, не сопровождался даже титрами и длился порядка 10 минут. Чтобы объяснить зрителю происходящее на экране, перед сеансом декламатор зачитывал вслух аннотацию к кино, а также комментировал сюжет по ходу действия. Иногда мультипликационные картины Старевича сопровождались игрой тапёра.
Вторая, не менее известная кинолента режиссера — «Месть кинематографического оператора» - поднимает тему супружеской измены. В центре салонной мелодрамы, с иронией отражающей противоречия человеческих отношений, - история одного жука и его жены. Уезжая в рабочую командировку, супруг оставляет возлюбленную в загородном доме и в поездке заводит роман с танцовщицей-стрекозой. Однако у артистки находится свой воздыхатель — кинематографический оператор. Его, к слову, играет кузнечик. Из ревности он записывает на камеру случай измены. Пока муж уединяется в номере с девушкой, его жена не скучает и проводит время с любовником, местным художником. Вернувшись домой, жук застает ужасную картину неверности своей жены. Однако вскоре получает «ответный удар», когда приходит с женой в кинотеатр и видит, как кузнечик на глазах у всех зрителей показывает запись его любовных похождений.
После революции и установления советской власти Старевич вместе с семьей уезжает в Европу. Продолжает карьеру кинорежиссера во Франции, сотрудничая с фирмой «Меркурий», и получает не меньшее жалование, чем в России. Особое внимание в работе он уделяет мимике своих персонажей. Так, в период эмиграции он успевает экранизировать несколько басен, снять такие короткометражные мультфильмы, как «Песнь соловья», «Любовь в белом и черном» и другие, а также полнометражную ленту «Рейнеке-Лис».
Его путь как режиссера завершился довольно печально. Он медленно, но верно терял популярность, зарабатывал на съемках рекламных роликов, пытаясь накопить средства на лечение теряющей зрение дочери. Впрочем, попасть на родину и передать в дар СССР свою коллекцию кукол он тоже не смог, получив категоричный отказ от правительства.