Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России

В издательстве МИФ вышла книга о мифологии сорока северных народов России. Антрополог, фольклорист, доктор филологических наук, автор более 200 научных публикаций Ольга Христофорова рассказывает о богах-демиургах и злых духах, деревьях, в ветвях которых жили души людей, и почитаемых животных, о камланиях и других обрядах.
Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России
Unsplash
Публикуем несколько любопытных фактов из книги — о злых духах и божествах народов Севера.

Злые духи

Отрицательные персонажи мифологии — вредоносные божества, духи болезней, всевозможные демоны — могут находиться среди людей, причиняя им зло, и даже постоянно жить в Среднем мире, как, например, якутские юёры. Но все же бóльшая их часть населяет Нижний мир, где располагается и мир мертвых. В соответствии с космологией северных народов Нижний мир находился одновременно и под землей, и на севере либо на западе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нганасаны и мать Подземного льда

Так, в терминологии нганасан (самодийский народ Сибири) «на низу» означает не только «под землей», но и «на северо-западе». Люди полагали, что умершие уходят одновременно и под землю, и в сторону заката солнца. Землей мертвых Бодырбо-Моу, как и всем Нижним миром, владеет Сырада-нямы, мать Подземного льда.

Среди значений слова «сырада» — белый, снег, холод, тьма, смерть. Погребальная одежда у нганасан всегда была зимней, так как считалось, что в Нижнем мире очень холодно. Сырада-нямы живет в вечной мерзлоте, во льдинах, плывущих по реке и в снегу. Однако основная ее «резиденция» — под землей, ниже Бодырбо-Моу: там, в самом низу, стоит чум Сырада-нямы и ее сыновей — Намийятюма-Сырада-нюо (Девять Льда-матери парней). Эти парни ассоциируются с коча, духами болезней, они «грызут людей» подобно тому, как люди едят оленей. Так, например, эпидемии воспринимались северным народом как загонная охота Сырада-нюо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть в Нижнем мире и другие жители:

  • Сюдя-нгуо (Оспа-бог),
  • Супруг Сырада-нямы,
  • Коду-нгуо (Пурга-бог),
  • Бог зла Фаннида, который живет под верхним слоем почвы и с разинутой пастью ожидает умирающих людей,
  • Болезни коча,
  • Злые духи баруси и нгамтэр’у, происходящие из душ умерших.

Впрочем, нганасаны говорили, что вредоносные баруси возникали не только из душ умерших, но и при жизни человека из брошенного им грязного предмета (например, запачканной кровью повязки), из обрезанных ногтей и волос.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У всех этих персонажей довольно примечательная внешность.

  • У Сюдя-нгуо нет глаз и носа — только рот, которым он поедает людей.
  • Коду-нгуо — это безглазый старик с дырочками на месте носа и большим ртом, из которого он дует, вызывая пургу.
  • Болезни коча (головная боль, боль при травмах, рвота, «внутренняя болезнь», туберкулез и «старший над ними») описаны как шесть безглазых стариков, при которых живут шесть слепых девок.
  • Нгамтэр’у и баруси — ущербные существа, у которых есть только половина тела.

Постоянным местом обитания этих враждебных человеку духов был Нижний мир, а на землю они попадали временно, когда охотились на людей. Люди становились добычей Сырада-нямы, ее родни и слуг не по произволу, а по древнему ее договору с Моу-нямы, Землей-матерью, — по очереди владеть людьми и всеми другими живыми существами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У других самодийских народов бытовали схожие представления: смертоносный владыка подземелья посылал своих слуг-демонов вредить людям, приносить им болезни и страдания по воле верховного божества. Так, энецкий Тодотеобитает под землей и питается людьми, охотясь на них при помощи подвластных ему злых духов амукэ/амули. Людей ему в пищу назначают верховный бог Нгаи богиня земли Дя-меню’о. Тодоте вдувает в рот назначенному человеку свое холодное дыхание, от чего он заболевает и умирает.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ненцы и красные чумы

Ненецкий владыка подземелья Нгапосылает забирать человеческие жизни злых духов нгылека, червей смерти халы и духов болезней. Среди этих страшных духов, детей Нга:

  • Мерю-нга («оспа»),
  • Ходэ-нга («туберкулез»),
  • Якдэй-нга («чесотка»),
  • Хэду-нга («убивающий все стойбище»),
  • Тэм-нга («ломающий кости»),
  • Нярм-нга («красные пятна»),
  • Си-нга («цинга»).

Живут эти духи на нижнем ярусе подземного мира в семи красных чумах.

С этим мифологическим представлением связан один исторический казус. Когда советская власть в 1930-х годах стала устраивать в ненецких тундрах центры ликвидации неграмотности и идеологической работы под названием «Красный чум», ненцы объезжали такие чумы стороной, опасаясь болезней и несчастий.

Ненцы полагали, что Нга и его посланники — болезни, духи нгылека, черви халы, мертвецы-хальмеры — каждую ночь охотятся на людей подобно тому, как человек днем ловит зверей, птицу и рыбу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поисках пропитания демоны приходят в человеческие жилища. Нга и его дети незаметно проникают в рот человека — и он заболевает. Черви халы грызут изнутри плоть больного. Но ситуация поправима: Нга подчиняется воле небесного бога Нума, поэтому шаман может попросить его прогнать болезнь. И самого Нга можно задобрить. Если вовремя приносить ему жертвы, он не будет насылать на семью болезни и смерть.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эвенки и души, застрявшие на земле

В мифологии эвенков злые духи живут и в Нижнем, и в Среднем мирах. На земле они обитают в разных местах: в тайге, в горах, на берегах рек, в заброшенных поселениях. Они мешают охотникам и рыболовам на промысле, нападают на одиноких путников, вселяются в людей и крадут у них души, тем самым вызывая болезни.

Есть и другая категория злых духов — души людей, умерших неправильной, неестественной смертью (утонувшие, заблудившиеся в лесу, убитые медведем на охоте, самоубийцы). Лишенные похоронного обряда, проводов в иной мир, они не попали туда, а застряли на земле. Из-за этого они завидуют живым и стараются навредить им: охотятся за ними, причиняют несчастья, нападают на спящих и высасывают из них кровь, мозг, жизненную силу, вселяются в людей и поедают их изнутри.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Якуты и невидимый юёр

Демоны абаасы якутской и долганской мифологии живут во всех трех мирах — Верхнем, Среднем и Нижнем. Они огромного роста, чудовищной внешности и злобного нрава. Абаасы насылают на людей бедствия и болезни, питаются душами людей и животных. Если человек серьезно заболевал, это означало, что абаасы похитили его кут (душу); и шаман торопился их догнать и отобрать кут, иначе человек мог умереть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эвенкийский обряд очищения. Приморский край. 1993
Эвенкийский обряд очищения. Приморский край. 1993
МИФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть в якутской мифологии и другие злые духи, связанные по происхождению с человеком. Это дэриэт— «живой мертвец»: если на одинокого путника напал абаасы и украл его душу, а тело осталось непогребенным, то в него вселяется злой дух и действует во вред людям, пока тело окончательно не разложится.

Еще один такой персонаж — невидимыйюёр. Это бесприютная душа человека, умершего преждевременной или неестественной смертью, души некоторых шаманов, а также, после христианизации якутов, душа, лишенная церковного отпевания. Юёры навечно «застряли» на земле. Обычно они обретаются возле места своей гибели или погребения; в таких местах опасно находиться — завистливые и злобные демоны вызывают болезненные состояния и разные проблемы. Место, где лишил себя жизни самоубийца, огораживалось, чтобы ни скот, ни люди не приближались к нему. Полагали также, что юёры могут ходить по земле, вселяться в людей, сводить их с ума и говорить устами сумасшедших и шаманов о своих желаниях. Юёры могут мучить людей разными болезнями — «есть» их. Шаман, выяснив во время камлания, что болезнь причинил юёр, одаривал духа любимой им пищей, напитком, табаком, новой одеждой, иногда приносил в жертву скот. Удовлетворенный дух оставлял больного — и тот выздоравливал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крайний северо-восток: охотники за людьми

В мифологии народов крайнего северо-востока России представления о злых духах весьма подробны и отличаются яркими деталями. Чукотские кэле, ительменские кана, корякские нинвиты (у оленеводов) и кала (у охотников на морского зверя) обитают под землей и в западных землях. Видом они разные — как животные или как люди, остроголовые или многоголовые, одноглазые или трехглазые, с огромным ртом, острыми зубами и длинными ногтями, тощими руками и ногами, но могут принимать и любой другой облик. Они проникают в жилище через дымовое отверстие, похищают души людей, вызывают болезни и смерть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Злые духи постоянно охотятся за людьми, называя их своими «дикими оленями» или «маленькими тюленями». Нападая на человека, они используют те же орудия охоты, что и люди. Удары по голове невидимым ножом или топором причиняют головную боль; пронзающие боли — это пущенные духами стрелы; язвы, опухоли, воспаления, зуд — это следы их укусов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Коряки и нинвит

Коряки считали, что без злых духов не было бы болезней, поэтому говорили о всяком больном: «Его ест нинвит». Любимыми лакомствами нинвитов были кровь и печень человека. Поэтому комаров считали посланцами нинвитов или даже самими демонами; думали, что выпитая комаром кровь достается нинвитам.

С. Н. Стебницкий, живший среди коряков в 1920-е годы, писал:

«Нинвит — это болезнь, зараза, всякая неудача, несчастье, всякая тревога, схватывающая человека по тем или иным причинам. Плохое настроение — это тоже результат вредоносной деятельности нинвита. Непонятные явления, необъяснимые вещи, необычные предметы, какой-нибудь странный камень, причудливая скала, уродливое дерево, уродливый щенок или олений теленок — все это причастно нинвитам»

Как справиться со злыми духами

С таким разнообразием злых духов и демонов может справиться, казалось бы, только шаман, но и простые люди имели средства защиты. Во-первых, никуда нельзя отправляться в одиночку и лучше не оставаться на ночь в доме одному. Если все же приходилось, то брали с собой собаку-«четырехглазку» — со светлыми пятнами над глазами. Считалось, что этой «второй парой глаз» собака видит духов и может защитить от них человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, нужно было иметь в доме фигурки духов-хранителей, а при себе — амулеты, особенно из бисера. При нападении злого духа душа человека могла спрятаться в отверстии бусины, либо же это отверстие служило ловушкой для демонов — попав туда, они «начинали крутиться в отверстии по кругу, утрачивая свою силу» . Наконец, можно было прочесть особый заговор от злых духов.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чукотские заговоры от духов кэле

Я превращаю жилище людей в закрытый железный шар. Он не имеет ни двери, ни окон. У него есть только маленькое дымовое отверстие сверху. Я укрепляю вокруг этого отверстия острое лезвие [круглого] ножа. Ни один кэле не может пройти сквозь это отверстие; ни один источник смерти ничего не знает о нем. Когда приходит вечер, я призываю с обеих сторон входа в мой полог по одному большому медведю и говорю так: «Вы такие большие и сильные! При вашей помощи ничего дурного не может со мной случиться». Если кэле попытаются проникнуть в шатер, медведи поймают их, так как они очень свирепые и злые. Если я боюсь нападения кэле, когда я сплю одиноко, я говорю: «Я делаю себя маленьким камнем. Я вхожу в камень. Он лежит на морском берегу. Разные ветры дуют на него, многие волны омывают егo. Я невредим»

Конечно, люди не думали, что, произнося заговор, они становятся камнем или их дом — железным шаром, но были уверены, что с помощью слов создавали видимую духами реальность.

«Приручение» злых духов

Интересно, что у многих народов Севера вредоносные духи существовали не только как персонажи верований и герои страшных историй, но и в виде материальных предметов. Как в мифические времена Кутх и Мир-Суснэ-хум женились на дочерях демонов, чтобы приручить зло, так и люди делали фигурки злых духов, чтобы использовать их себе во благо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Манси вешали у входа в жилище изображение хозяина болезней Самсай-ойки, чтобы он охранял дом: другие духи болезней увидят, что место занято самим хозяином, и пойдут дальше.
  • У народов Амура и Сахалина шаманы во время лечебных ритуалов выясняли, какой дух мучит больного. Поставив диагноз, шаман изготавливал сэвэн — изображение духа болезни — из дерева или бересты либо рисовал его на ткани или бумаге. Во время камлания шаман просил духа оставить больного и переселиться в изображение. Для этого он «кормил» и окуривал дымом сэвэн.
  • Ульчи считали, что рахит у ребенка случается оттого, что дух болезни живота Онголяку съедает его пищу. Для исцеления нужно предложить духу так много еды, чтобы хватило и ему, и ребенку. Во время камлания-лечения часть пищи клали в отверстие, проделанное в животе сэвэна, а другую часть давали больному ребенку.
Деревянные изображения некоторых духов — духа болезни спины, духа болезни живота, духа головной боли, духа болезней конечностей, духа сумасшествия и прочих — можно увидеть в Российском этнографическом музее и в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, а также в музеях Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и других городов.
Сэвэн Онголяку. Ульчи. Хабаровский край, Ульчский р-н, д. Ухта. Сер. XX в.
Сэвэн Онголяку. Ульчи. Хабаровский край, Ульчский р-н, д. Ухта. Сер. XX в.
МИФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда «лечебную» фигурку после ритуала уносили подальше в лес или уничтожали, вместе с ней уничтожая болезнь, иногда оставляли — вселив туда духа болезни и периодически его угощая, чтобы он не мучил людей. Так поступали не только в случае болезней, но и в случае других несчастий. Однажды на домашних оленей нганасанского шамана стал нападать волк. Шаман сделал из дерева изображение волка и присоединил к связке своих амулетов, чтобы иметь власть над ним.

У коряков бытовало даже «приручение» злых духов. Если попадалась ветка ольхи необычной формы, похожей на человека, то ее доделывали — вырезали лицо с углублениями на месте глаз и рта, а затем хранили в доме и «кормили». Таким образом злой дух нинвит становился домашним покровителем калак, защитником от демонов (поскольку он хорошо знает их нравы) и помощником как в промысле, так и в делах недобрых (например, наказать обидчика своего хозяина, вызвать пургу и т. п.).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зло неизбежно, но не абсолютно

По представлениям северных народов, зло в этом мире неизбежно, но не абсолютно. Смерти быть не должно — она появилась потому, что в мифические времена некто совершил глупую, но фатальную ошибку. С человеком случаются болезни и несчастья потому, что он сам совершил ошибку, грех, нарушил табу, этим обидел кого-то из значимых и сильных существ и тем самым навлек на себя и своих детей беду.

Даже злые духи — это не абсолютное зло, просто так во Вселенной устроены пищевые цепочки.

Нганасаны полагали, что баруси — это души мертвых, вышедшие из Бодырбо-Моу поохотиться на живых, так же как люди охотятся на диких оленей. Уже в XX веке они говорили приезжим русским: «Мы болеем и умираем чаще вас, потому что для баруси мы — как дикие олени, а вы — как домашние, а мясо дикого вкуснее».

По материалам книги «Мифы северных народов России»
По материалам книги «Мифы северных народов России»
МИФ