Что будет, если совместить магию с историей: лучшие фэнтезийные романы, вдохновленные реальными событиями
«Все моря мира», Гай Гэвриел Кей
Кей пользуется славой мастера исторического фэнтези, и почти все его произведения основаны на различных эпохах земного прошлого. На страницах романа «Все моря мира» возвышенный дух Эпохи Возрождения смешивается с горячим темпераментом прибрежных народов и долгой историей религиозной вражды. Три вероисповедания воплощают черты христиан, мусульман и иудеев: джадиты, поклоняющиеся Солнцу, ашариты — звездам, а также киндаты, почитающие две луны этого мира. Вокруг народов, населяющих множество раздробленных государств, строится масштабный сюжет.
На этом фоне автор рассказывает истории и простого народа, и великих людей. И говорит о том, что на неповоротливый и безжалостных ход истории могут повлиять и те, и другие: своеобразный «эффект бабочки» без путешествий во времени. Просто ни одно решение не остается без последствий. Особенно решение убить халифа, которое принимают бывшая рабыня джадитка Надия бинт Диян и киндат Рафел бен Натан — мореход, торговец и человек серой морали. И что окажется более значимым: убийство или похищение двух великих сокровищ, одно из которых — священная книга?
«Дракон не дремлет», Джон М. Форд
Одиночный роман, вдохновленный временами войны Алой и Белой розы. А конкретнее — периодом, когда Ричард, герцог Глостерский, получил шанс занять английский престол. Только в мире Форда реальна магия и водятся вампиры (например, вампиром является миланский герцог Сфорца). Но главное допущение заключается в том, что не произошло падения Византии, и она по-прежнему является одной из ведущих политических сил. По сути, Византия и выступает «драконом», который не дремлет, а несколько отчаянных героев стараются привести в движение колеса истории, чтобы подточить влияние этой могущественной державы. Собираются вместе, каждый по своим причинам, валлийский маг, женщина-врач из Флоренции, солдат-наемник из Византии (он же опальный наследник престола) и германский артиллерист-вампир. Своими скромными силами, обладая некоторыми знаниями о работе механизмов Империи, они надеются помешать Византии устроить кровавый пир на поле боя гражданской войны в Англии.
Это изобретательный способ Форда вообразить, как одно допущение меняет ход истории. Нет доминирующего влияния монотеистических религий, не было крестовых походов. Но судьба Йорков и Ланкастеров в целом близка к реальной, как и история Лоренцо де Медичи, и многих других великих личностей... В романе Форда можно найти как множество расхождений с реальной историей, так и огромное число параллелей. А также отсылки к творчеству Уильяма Шекспира. Сам Ричард, герцог Глостерский, становится одним из героев Форда, и автор демонстрирует читателям свою версию решения загадки «принцев в башне».
«Та, что стала Солнцем», Шелли Паркер-Чан
Сюжет вдохновлен историей становления первого императора династии Мин, изгнавшего монголов из Китая. Тот был простым монахом, который присоединился к восстанию Красных повязок и быстро возвысился в их рядах. Победив монгольское владычество, он стал героем. Вот только в истории Шелли Паркер-Чан этим монахом была девушка, взявшая имя своего погибшего брата, Чжу Чонба. А вместе с именем, как она считает, и судьбу, предназначенную ему, — величие.
Чжу воспитывается в монастыре, пытаясь сбежать от призраков, которые ходят за ней по пятам. Но последователи монгольской династии Юань разрушают монастырь, одинокому монаху приходится искать пристанище... Так Чжу оказывается в рядах тех самых Красных повязок. Исходные данные героини, разумеется, не один-в-один повторяют судьбу Чжу Юаньчжана, они дополнены художественным вымыслом. Но основное движение сюжета происходит в рамках биографии основателя династии Мин. Давайте добавим призраков. И существование «небесного мандата» — признанного богами права стать Императором. А еще много созерцательности, эмоций, немного юмора, и смекалку, с которой Чжу разбирается с возникшими трудностями.