Играют в датчиках на зеленом фоне: как на самом деле работают актеры виртуальной реальности
Все новое — хорошо проработанное старое
Все началось с анимации. В стремлении сделать движения мультгероев максимально реалистичными, художники XX века придумывали разные методики. Макс Флейшер догадался перерисовывать изображения с кинокадров и переносить на кадры мультфильма — уже в образе придуманных для малышей героев.
В 1915 году он снял мультсериал Out of Inkwell про приключения клоуна. Потребовалось 2600 кадров и целый год, чтобы создать минуту экранного времени. Метод назвали ротоскопированием, и позднее с помощью него были сняты диснеевские полнометражки «Белоснежка и семь гномов», «Питер Пэн» и «Спящая красавица», а также наш «Аленький цветочек» (Союзмультфильм, 1952 год).
Идея захвата движения не оставляла аниматоров и кинематографистов, но выйти на следующий уровень они смогли только благодаря... врачам. Подсмотрев технологию крепления на тело человека датчиков и анализ их показаний с помощью компьютера, они изобрели Motion Capture (дословно «захвата движения»). Мето «мокапа» использовали для компьютерных игр — «Принц Персии», «Марио», Mortal Combat.
Первым фильмом, где «мокап» использовался в привычном нам виде, стал «Вспомнить все» 1990 года – несколько секунд, когда герой шел через металлоискатель, и на мониторе отображался его скелет с пистолетом. А вот уже в 1999-м году в «Мумии» появился жрец Имхотеп — и это можно считать полноценной игрой актера виртуальной реальности.
Гротеск и новейшие технологии
Съемочный день актера VR не так уж сильно отличается от привычного: те же восемь часов на площадке, то же актерское мастерство, полное включение в роль, в персонажа. Но некоторые нюансы все-таки есть. И первый — сам костюм захвата движения (а при необходимости — и шлем захвата мимики, система Performance Capture). Существует около 4 основных видов костюма, а также гибридные форматы.
Из прочих нюансов работы актера VR можно отметить специфику площадки: ты почти всегда работаешь в воображаемом пространстве. Не всегда это будет на Green Screen, но всегда — на однотонном фоне. А вместо предметов реалистичных декораций будут лишь объекты, символизирующие предметы окружающей действительности. Если надо для игры или кино снять прыжок с большой высоты — ждите в студии высокий подиум, если бег с препятствиями — множество накиданных коробок и т.п. Студией, кстати, благодаря современным технологиям может стать теперь уже любое пространство.
И все же ключевое отличие – ты работаешь не в кадре. Твои движения, мимика попадают на экран опосредованно после существенной компьютерной обработки. Работа в виртуальной реальности — это всегда работа в гротеске, преувеличении. Что на пленке выглядело бы переигрыванием, то в VR отлично работает, но всегда нужно знать и чувствовать эту грань.
Где учиться на актера VR
Работая в виртуальной реальности, ты должен выкладываться на максимум. Вспомните руку из сериала «Уэнсдей» — это ведь не компьютерная графика, это тоже Motion Capture, все эти движения придумывал и воплощал реальный актер! И мастерство заключается именно в том, что ты должен сыграть полноценного персонажа, когда у тебя есть... одно запястье и все!
Или как в «Планете обезьян»: актеру в самом прямом смысле надо превратиться в животное — на 100% точно передать движение примата. И тут важно не только реалистично и гипертрофировано двигаться, тут важно еще чувствовать пространство.
Актёр Motion Capture — это синтез мимики, движения и мастерства игры. Это уникальная работа, но научиться этому негде – в стране пока что не учат по специальности «Актер VR».
Тем не менее опытным путем или прислушиваясь к советам артистов, которые избрали для себя путь виртуальной реальности, даже самым юным можно познакомиться с внутренней кухне.
Кстати, 6 и 10 декабря можно попасть на встречу с актрисой игры Atomic Heart и разработчика первых курсов для VR-актеров в России — Мариной Руденко. Бесплатное мероприятие пройдет в Кинокампусе Горького, для участия необходимо зарегистрироваться.