Мифология в деталях: откуда взялись болезни, власть и человек
Мифы о происхождении людей
Большинство мифов связывают появление человека с актом божественного творения. Чаще всего боги лепят первых людей из глины или вырезают из дерева, а затем оживляют, учат говорить, охотиться, носить одежду и т.д. Так, из глины слепил людей шумерский бог воды, покровитель ремесел Энки. В китайской мифологии богиня Нюйва не только сделала людей из желтой глины, но и наделила их способностью рождать себе подобных.
В мифах Древней Греции первых людей вылепил из глины Прометей. Из глины же сделал людей бог Обатала из мифов западноафриканского племени йоруба. А вот согласно скандинавским мифам, первые люди произошли от деревьев Аска (ясеня) и Эмблы (ивы или, по другой версии, виноградной лозы).
В мифе, записанном в Старшей Эдде, рассказывается, что три бога — Один, Хенир и Лодур — нашли лежащие на берегу океана безжизненные деревья. Боги сделали из них заготовки людей, Один вдохнул в них душу, Хенир — разум, а Лодур дал кровь и живое тепло. Затем люди получили имена Аск и Эмбла, одежду и были отправлены в срединный мир Мидгард. От Аска и Эмблы пошел весь человеческий род.
Но не всегда в акте творения участвовали боги. На острове Борнео есть миф о том, что первых людей создали две большие птицы. Сначала они сплели людей из веток, как свои гнезда, но такие люди оказались слабыми и хрупкими. Сделанные из камня были настолько тяжелыми, что не могли ходить. И только когда птицы слепили людей из глины, те оказались жизнеспособными.
Мифы о происхождении власти и государства
Эти сюжеты — одни из самых молодых в этиологических мифах, не только потому, что появились уже в эпоху возникновения государств и централизованной власти, но и потому, что процесс мифотворчества в этой области продолжается и сейчас.
Справедливость и закон в Древнем Египте олицетворяла богиня Маат (Ма-ат), а судьи считались ее жрецами. И сам миропорядок тоже назывался «ма-ат». В Древней Греции установленный богами Порядок назывался «дике» (по имени богини Дике), а в Древнем Китае — «дао» (путь). Китайский правитель (император) считался не просто представителем богов, а единственным каналом связи с божественными силами. И если правитель оказывался слаб, то ослабевала и связь между людьми и богами.
В древнем Шумере покровителем закона и справедливости был бог Шамаш, а представления о божественном характере власти записаны в древнейшем своде законов Хаммурапи (XVIII век до нашей эры). По версии евреев, бог с людьми заключил договор (Завет), согласно которому люди обязуются соблюдать божественные заповеди и законы, хранителями которых становятся священнослужители.
Мифы о происхождении болезней и смерти
Болезни и смерть — извечные спутники человека. Мифы разных народов удивительно единодушны в объяснении причин заболеваний. Их источником считались злые сущности, вредящие человеку, духи, которые насылали болезни по воле какого-то высшего существа или просто в силу своей зловредной природы. Так, в мифах и легендах удмуртов духом болезни был Кутысь. Он обитал в оврагах, по заболоченным берегам рек, у истоков ручьев. Этот дух способен вселить в человека ужас, а своим криком — нагнать болезнь. От Кутыся можно откупиться, кинув в реку кусочки пищи, монетку, птичьи перья. Главное — потом быстро уйти не оглядываясь.
Согласно древнегреческим мифам, причиной болезни могло стать проклятие, которое представлялось в виде злобного существа, витающего над головой человека. Персонификацией проклятий были низшие божества эринии, а в Древнем Риме — фурии.
В объяснении причин смерти почти все первобытные мифы сходятся на том, что в древние мифические времена смерти не было, человек жил вечно. Или, по крайней мере, у него такая возможность была, но он ее упустил по своей глупости или из-за коварства каких-то зверей. У многих африканских племен популярны мифы о посланниках, например ленивом хамелеоне и шустрой ящерице. Им бог (или Луна) поручил передать людям два разных сообщения. Хамелеон должен был сказать, что человек будет умирать и возрождаться, как Луна. А ящерица — что после смерти он не возродится. И конечно, первой к людям прибежала ящерица. С тех пор человек умирает навсегда.
В племенах нанди в роли посланника выступает собака, которая просит в обмен на божественное послание угостить ее молоком. Но люди пожадничали, и собака не сказала им о том, что они будут жить вечно. В более развитых сообществах со сложными религиозно-философскими системами смерть считается частью установленного богами порядка вещей. И за его исполнение отвечают могущественные боги смерти — Аид в Древней Греции, Анубис в Египте, Хель в скандинавских мифах, Марана в славянских, Яма — в индуизме и т.д.
Мифы о рождении мира
Космогонические сюжеты, связанные с историей появления Вселенной, можно разделить на две группы: мифы о рождении мира и мифы о сотворении.
Если в мифах о творении Вселенную создают боги, сверхъестественные существа и даже животные или птицы, то рождение мира в совершенно разных мифологических системах очень часто представлено сюжетом о Мировом яйце, которое или зародилось само в Мировом океане, или было снесено чудесной птицей — гагарой, уткой, гусем, голубем и др.
А в мифах африканских пигмеев яйцо откладывает черепаха. В этом Мировом яйце, как цыпленок, созревал мир, а когда он вылупился, то верхняя часть скорлупы превратилась в небо, а нижняя стала Землей.
Так, в карело-финском эпосе «Калевала» есть сказание о том, как над водами изначального океана летала утка в поисках места для гнезда и наконец увидела колено «матери воды» Ильматар, на котором утка свила гнездо и отложила в него шесть золотых яиц и одно железное. Из этих яиц вылупились небесный свод, Солнце, месяц, звезды и Земля. Мифы о рождении мира из яйца есть в культурах всех народов Европы, Америки, Австралии, Африки, Азии.
Иногда из него появляется не сам мир, а демиург — бог-творец, позже создавший мир или сыгравший важную роль в его судьбе. Подобный сюжет есть в индуистской мифологии, где из Мирового яйца рождается бог Брахма. В Древнем Египте есть миф о белом гусе по имени Великий Гоготун, одном из воплощений бога земли Геба. Этот гусь сносит яйцо, из которого рождается бог Ра, а по другой версии — богиня Исида.
В третьей группе мифов нашел отражение страх первобытных племен перед необычными небесными явлениями. Зулусы видели в радуге угрожающее жизни злое существо. А в мифах племен Новой Зеландии, Дагомеи, Бирмы радуга предстает как чудовище или демон, которые могут напасть на человека и проглотить его дух — «калу»; тогда человек погибнет. Как рассказывали этнографам бирманские карены, наевшись человечины, радуга приходит напиться воды и опускается в реку или озеро. И в это время ни в коем случае нельзя купаться.
Но мифы о радуге не ограничиваются этими тремя группами. Так, в китайской мифологии радуга — это Хун, двуглавый дракон. А в мифах арамейских народов радуга — знак божественного завета (обещания), который Бог дал людям после избавления их от потопа.