Ностальгия по советским мультфильмам: самые интересные экспонаты выставки «Жить дружно!» к 110-летию российской анимации
Фрагмент и эскиз к мультфильму «Межпланетная революция», 1924
Большое чудо и удача, что сохранились вещи почти столетней давности. Например, фрагмент и эскиз мультфильма «Межпланетная революция» Зенона Комиссаренко, Николая Ходатаева и Юрия Меркулова. Это один из первых состоявшихся опытов отечественной анимации.
Его планировали использовать в качестве вставки в фильм Якова Протазанова «Аэлита». Но когда режиссер отказался от этой идеи, авторы сняли свою «Межпланетную революцию», пародирующую киноленту. Обратите внимание на конструктивистский эскиз к мультфильму – образ инженера выполнен в стиле ревущих двадцатых.
Сцены из мультфильма «Китай в огне», 1925
Первый полнометражный советский мультфильм, вышедший в прокат, рассказывает о борьбе Китая с мировым империализмом. Снимали его в смешанной технике: если присмотреться, то видно, что авторы использовали плоские бумажные марионетки скрепленные проволочками, и перекладки, которые перемещали и масштабировали. Над этим мультфильмом работала целая плеяда наших мультипликаторов. Режиссерами были Зенон Комиссаренко, Николай Ходатаев и Юрий Меркулов. А в группе художников работали Ольга Ходатаева, Иван Иванов-Вано, Валентина и Зинаида Брумберг и Владимир Сутеев.
Кадры из мультфильма «Квартет», 1935
Эта работа Александра Иванова и Пантелеймона Сазонова прогремела на весь Советский Союз. Особой популярностью пользовались джазовые импровизации, которые для анимационной экранизации басни Крылова сочинил композитор Александр Варламов. Пластинки с их записью расходились огромными тиражами. Для нас это звучит удивительно, но даже в сталинское время такие работы с «буржуазной музыкой» попадали на экран. И это при том, что Варламова репрессировали. К сожалению, фильм не сохранился: это типичная история для предвоенного периода. Многие фильмы утрачены, и от них остались лишь воспоминания, эскизы, афиши. Такая тенденция была вплоть до основания Госфильмофонда, куда пленки стали поступать на хранение.
Мультфильм «Снежная королева», 1957
В послевоенное время большой популярностью пользовались сказки и фильмы-путешествия. Для советских зрителей они были окном в другой мир: несмотря на то, что главным художественным направлением оставался соцреализм, авторы создавали в мультфильмах очень эскапистские пространства.
Появился невероятно жизнеподобный сказочный реализм. В таком стиле были сняты «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева». Их создавали методом ротоскопирования или «эклерным» методом. Реальные актеры отыгрывали эпизоды, после чего художники на специальном станке перерисовывали фазы движения и вносили реальную актерскую пластику в мультфильм. Так, ученица Мейерхольда Мария Бабанова играла Снежную королеву, всенародная Золушка» Янина Жеймо – Герду, а корыстолюбивого раджу в «Золотой антилопе» – худрук Театра Вахтангова Рубен Симонов.
Техника «эклер» очень напоминает современную motion capture c той лишь разницей, что тогда все это делалось вручную художниками-аниматорами. Эти мультфильмы узнают по мягкой живой пластике и по пропорциям персонажей, соответствующей пропорциям реальных людей.
«Жил-был Козявин», 1966; «Стеклянная гармоника», 1968
На выставке представлены две работы Андрея Хржановского. Его ВГИКовская выпускная работа «Жил-был Козявин» – остросатирическая по жанру, и сюрреалистическая по визуальному решению. Для тех времен дело неслыханное. Диплом молодой режиссер защитил, но с трудом.
Второй мультфильм, «Стеклянная гармоника», о человеке, который силой музыки меняет людей. Сама идея о том, что искусство может противостоять власти, была возмутительной. Так что, несмотря на изменения, которые пришлось внести в фильм, он долгое время пролежал на полке. Хржановский – не рисующий режиссер, но его мультфильмы – это всегда череда отсылок к мировой художественной культуре и невероятный визуальный ряд.
Эскиз «Воры на телебашне» к мультфильму «Карлсон вернулся», 1970
Кажется, что мультфильмы «золотого века» советской мультипликации мы знаем наизусть, буквально каждый кадр. Но всегда есть чему удивиться. Например, этому эскизу к не вошедшему в финальный вариант мультфильма эпизоду, на котором воры карабкаются по телебашне. На рисунке Анатолия Савченко без труда узнаются очертания Останкинской башни – в общем, совсем не шведская локация.
Сцена «Корабль в устье реки» из мультфильма «Катерок» , 1970
В 1969 году на экраны вышел первый анимационный мюзикл «Бременские музыканты» режиссера Инессы Ковалевской. С того момента музыкальные мультфильмы занимают важное место на экране наравне с жизненными историями. Например, история о кораблике, который мечтал о большой воде режиссера Инессы Ковалевской. Для сцены, где «Чижик» изображен в устье реки, художник Даниил Менделевич использовал настоящий гербарий – засушенные цветы заложены в целлулоидные слои.
Сцены из мультфильма «Полигон», 1977
Техника Анатолия Петрова уникальна: она близка к тотальной анимации. Для зрителя «Полигон» похож на «эклерные» мультфильмы, настолько высока степень достоверности движений человека. Делая экспозиции на отдельных фазах, Петров добился эффекта гиперреализма. В этом фильме режиссер доказал, что человек может летать, и сделал это с помощью рисунка.