Что почитать из научного фэнтези: книги, которые вам точно понравятся
Цикл «Умирающая Земля», Джек Вэнс
Джек Вэнс был одним из первых авторов Золотого века научной фантастики, который начал экспериментировать на границе жанров и добился впечатляющих результатов. Его цикл «Умирающая земля» с уверенностью можно отнести к числу наиболее влиятельных и в фантастике, и в фэнтези: среди его поклонников такие разноплановые писатели, как Джордж Мартин, Нил Гейман, Джин Вулф и Дэн Симмонс. Что же сделало его таким уникальным?
В первую очередь, это необычный сеттинг. Действие цикла происходит, собственно, на умирающей Земле далекого будущего: красное Солнце остывает и вот-вот погаснет. Но это не такое будущее, которое мы привыкли представлять: науки и технологии в нем практически забыты (хотя их наследие все еще существует и встречается), и им на смену пришло волшебство. В этом и состояло новаторство Джека Вэнса: до него мечи и магия прочно ассоциировались с прошлым, а никак не с будущим.
Герои Вэнса вполне отдают себе отчет в том, что мир может погибнуть в любую секунду, но это не останавливает их от поиска приключений. Волшебники ищут новые заклинания и пытаются разгадать секрет искусственной жизни, плуты отчаянно стараются перехитрить друг друга, странников зовет в путь жажда золота, могущественных артефактов или знаний. Легкая ирония, с которой Вэнс рассказывает про их авантюры — отдельное украшение цикла: кажется, писатель не принимает своих героев слишком всерьез, как и они друг друга.
«Джек из Тени», Роджер Желязны
Сочетание волшебства и технологий в одном мире в романе Желязны воплощено буквально: планета, придуманная писателем, не вращается и четко разделена на два полушария. На одном из них, которое обращено к солнцу и всегда залито светом, действуют обычные научные законы: ученые там построили гигантские энергетические экраны, чтобы защитить свое полушарие от перегрева. А в темном полушарии процветает магия: здесь живут самые невероятные существа, которые верят, что защищены от космического холода колдовским Щитом в небе. Жители полушарий расходятся во мнении, что находится в ядре планеты — царство огненных духов или Великая машина, но на самом деле по своему правы и те, и другие.
Джек, главный герой романа, рожден на темной стороне, но отличается от всех других ее жителей. Его магические силы исходят не из темноты, а из теней: на ярком свете или в полной темноте он одинаково беспомощен, но одна-единственная тень даст ему невообразимую мощь. Джек считается лучшим вором в мире, и он гордится этой репутацией, но однажды она его подводит: угодив в ловушку, расставленную его заклятым врагом, Джек гибнет.
Но на этом сюжет только начинается, ведь жители темной стороны не умирают в полном смысле, а возрождаются через несколько лет после смерти. Возродившись, Джек готовит страшную месть всем, кто его предал. Он ищет загадочный артефакт, дарующий его владельцу всемогущество: одни видят его как ключ ко всей видимой реальности, другие — как компьютер, способный перепрограммировать мир. В своих поисках Джеку придется пройти опасным путем по темному полушарию, оказаться на солнечной стороне и даже спуститься к ядру планеты, а в конечном счете ему предстоит решить, стоит ли его сладкая месть разрушения всего мира.
Цикл «Запертая гробница», Тэмсин Мьюир
К поджанру научного фэнтези обращаются и современные фантасты: молодая писательница Тэмсин Мьюир создала мир своего цикла «Запертая гробница», используя элементы фантастики и фэнтези. На первый взгляд сеттинг напоминает космическую оперу: девять галактических правящих домов и над всеми ними стоит могущественный император в столице, полной технологических чудес. Император дает наследникам каждого дома шанс стать ликторами — его свитой и хранителями Запертой гробницы, в которой, как поговаривают, находится его величайший враг.
Но на этом научная фантастика кончается и начинается фэнтези: ликторы, как и сам Император — некроманты, которые помимо технологий используют магию и управляют мертвецами. Каждый из домов практикует собственную школу некромантии, и император предлагает их наследникам поучаствовать в испытаниях, чтобы определить самых достойных, но разрешает магам-некромантам взять мечника-телохранителя в помощь. Харроу, наследница Девятого дома, прибывает на испытания вместе с искренне ненавидящей ее Гидеон. И хотя это чувство взаимно, девушкам приходится научиться доверять друг другу и работать вместе, чтобы преуспеть.
Мьюир черпает жанровые признаки отовсюду: испытания, напоминающие о «Голодных играх», и типичное для фэнтези развитие героя, лавкрафтовские хтонические ужасы и интернет-мемы — всему этому нашлось место на страницах цикла. Критики были впечатлены: первая книга цикла, «Гидеон из Девятого дома», получила премию «Локус» за лучший дебютный роман. А во второй книге, «Харроу из Девятого дома», недавно вышедшей на русском, Мьюир еще больше раздвигает границы жанров и стилей, продолжая создавать необычные миры по заветам родоначальников научного фэнтези.