Музыкальный инструмент из старых запчастей: как композиторы собирали релефон для оперы
«С точки зрения музыкальной функциональности релефон можно сравнить с перкуссионной установкой, подобно большим и малым барабанам и тарелкам. Современные композиторы нередко создают инструменты, которые лучшим образом передадут написанную ими музыку.
Для создания инструмента отправились на Митинский радиорынок, где продаются запчасти самых разных видов, которые можно посмотреть, потрогать, проверить на звук. Закупили несколько мешков с деталями, привезли их в Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и два месяца выбирали подходящие по замыслу варианты. Сначала экспериментировали: разложили все приборы на панели и создали специальное электронное устройство, позволяющее подключать их к компьютеру и управлять ими с фортепианной клавиатуры. Затем композитор сочинял музыку, используя найденные звуки. В процессе обнаруживались неочевидные рифмы и аллюзии: например, шаговые искатели стучат — возникает смысловая перекличка с эпизодом "стукачи"», – рассказывает Олег Макаров, инженер ЦЭАМ.
Релефон в окончательном варианте – вертикальная панель с электромеханическими реле и шаговыми искателями. Шаговый искатель отвечает за связь между абонентами: когда пользователь набирает номер на дисковом телефоне, на телефонных станциях срабатывает переключатель, соединяя два аппарата. Этот механизм связывал людей до начала XXI века, в релефоне он соседствует с обычными реле сверху и несколькими лифтовыми реле внизу.
Визуальное решение для инструмента было найдено в конце работы: художница Нана Абдрашитова собрала вертикальные панели. Так, получилось, что на сцене музыкант взаимодействует с аналогом медисинтезатора. Релефоны работают по записанной партитуре, а в некоторые моменты композитор сам извлекает из них звуки.
«Релефон — не единственный инструмент, созданный специально для оперы. Кроме него в спектакле используется стол, в который инсталлированы объекты, найденные нами на радиорынке. Часть реквизита выполняет функцию музыкальных инструментов: печатная машинка, на которой играет герой, подобранные по тону металлические радиаторы, 12 радиоприемников, пистолеты, перезарядка которых создаёт перкуссионный звук.
В эпизоде «Часы судного дня» мы сделали саунд-скейп из звучания бытовых предметов. В партитуру вписаны звуки зажигания спички, включения кофе-машины, тостера, работа перемотки магнитофона, шредера, лобзика, принтера, надувателя шариков — все они становятся звуковыми объектами.
Создавать новый музыкальный инструментарий, чтобы реализовать звуковую идею, всегда интересно. Его определяет общая задача произведения. В опере «Аскет» мы переосмыслили жанры мессы и страстей, ориентировались на контекст времени, в котором разворачивается действие спектакля. Исходя из них, решали, какие предметы можно использовать и как их звук использовать в партитуре», – отмечает Николай Попов, композитор оперы.
Создавая спектакль сегодня, композитор мыслит не только написанием нот, но и всем контекстом звукового и визуального пространства. Работая над «Аскетом», мы учитывали акустику зала — 2го корпуса Музея Москвы. Поэтому звуковое поле охватывает всё пространство, в нём нет пустых зон. Зритель находится в восьмиканальном звуке, и в каждой точке чувствует себя прекрасно».
Рассказываем о релефоне — самом ярком инструменте, изготовленном для спектакля.