Лира в руках Орфея: неожиданные смыслы древнегреческих мифов
Могут ли камни слушать музыку?
В то время как Геракл доминировал посредством грубой силы, певец и игрок на лире Орфей буквально завораживал все, что его окружало: даже камни попадали под очарование его музыки. Происхождением Орфей был близок к богам: матерью его была муза Каллиопа, отцом — либо Аполлон, либо фракийский царь Эагр (который, в свою очередь, приходился сыном богу Аресу). Однако военное дело никогда не занимало Орфея. Исключением является событие, описанное Аполлонием Родосским в эпической поэме «Аргонавтика»: там Орфей выступает одним из аргонавтов, сопровождающих Ясона. Но даже в такой пропитанной тестостероном экспедиции оружием Орфею служили не копье или меч, а лира и голос.
Когда между двумя аргонавтами возникла ссора, Орфей отвлек и успокоил спорщиков с помощью песни о древних деяниях богов. А на обратном пути он устранил потенциально смертельную опасность, исходившую от сирен, заглушив своей мелодией их голоса и уменьшив соблазнительное воздействие на команду.
Вернуть Агриопу
Об Орфее писали Вергилий и Овидий, но некоторые ранние сказители мифов успели оставить свой след до них. Любопытный вопрос, на который, однако, нельзя ответить однозначно: насколько распространенным был вариант, согласно которому Орфею удалось вернуть жену из царства мертвых? В отрывке из «Пира» Платона (начало IV в. до н. э.) один из участников диалога предполагает, что боги отправили с Орфеем лишь видение (phasma) Эвридики. Прошло немного времени — и в поэме Гермесианакта, творившего в III веке до н. э., Орфей определенно возвращает жену в верхний мир. Поэт называет девушку Агриопой (или Аргиопой), а не Эвридикой.
Это один из бесчисленных примеров в греческой мифологии, когда значение имеет не конкретная личность, а только ее роль в повествовании.
Орфей – Христос?
В раннехристианском восприятии образа Орфея присутствует фундаментальная двойственность. С одной стороны, в нем можно видеть чародея, обладающего сверхъестественной властью над живыми и окружающим пространством. В связи с этим теолог Климент Александрийский (II–III вв. н. э.) называл Орфея и других «музыкантов-колдунов» мошенниками, которые, «губя жизнь доверчивых под прикрытием музыки, первые привели людей к идолам».
С другой стороны, было в Орфее и нечто от Христа. Прежде всего, оба, как считалось, спускались в царство мертвых.
Только Орфей сделал это, чтобы спасти Эвридику, а Христос оказался в аду после распятия для того, чтобы спасти души праведников (так называемое «сошествие в ад», описанное отдельными христианскими авторами). Не менее важна аналогия между Орфеем, приручавшим животных, и христианским образом Доброго Пастыря. Она часто подчеркивалась иконографически, в частности через присутствие определенных птиц и животных (голубей, овец), которые имеют особое значение в идеологии христианства.
Эвридика как глубина понимания
Позднеантичные и средневековые размышления об отношениях Орфея и Эвридики демонстрируют разнообразие аллегорических подходов. Прямолинейная мораль, выведенная Боэцием (ок. 477–524), фокусируется на символических последствиях взгляда Орфея назад/вниз. Боэций приходит к выводу: если, стремясь вперед, к свету дня, ты сдаешься и оглядываешься на тьму позади себя, то рискуешь потерять все.
Более изощренной оказывается музыкальная аллегория, представленная современником Боэция Фульгенцием. Обратившись к своему фирменному инструменту — этимологии, Фульгенций решил, что имя Орфея означает «лучший звук (или голос)», а имя Эвридики — «глубокое суждение», иными словами, то, что необходимо для понимания загадок музыки.
Потеряв Эвридику, Орфей в действительности лишился глубины понимания.
Несокрушимая сила
Орфей и Эвридика не теряют актуальности и в наше время. Комикс-фэнтези «Песочный человек» Нила Геймана (первая публикация — в 1989 году) и драма «Эвридика и Орфей» Саймона Армитиджа в эфире BBC Radio (2015) — весьма изобретательные находки английских авторов.
В XXI веке имя Орфея использовалось весьма разнообразно: оно дало названия музыковедческому центру в Бельгии и пивоварне в Атланте; стало одной из тем бродвейского мюзикла, посвященного проблемам изменения климата; превратилось в заглавие альбома австралийской группы, играющей в жанре готик-рока. Все это совершенно типично не только для несокрушимой силы непосредственно этого мифа, но и для неисчерпаемого потенциала всех классических мифов и многих других греко-римских историй.
Материал подготовлен по книге «Греческая мифология, сформировавшая наше сознание» (издательство МИФ)
О силе, творчестве, силе творчества и неожиданных смыслах греческих мифов расскажем прямо сейчас.