Потерявшие дом: 3 отличных фантастических цикла про человечество, покинувшее Землю
Вариантов, как именно люди ухитрились потерять родную планету, фантасты предлагают огромное множество. Тут и конфликты, и катаклизмы, и какие-нибудь инопланетные захватчики — и все сразу. Романов на эту тему написано тоже достаточно: например, значительная часть книг про космические ковчеги посвящена именно этому. Тем интереснее наблюдать, какой именно вариант придумают в очередной раз.
Расскажем про три примера из современной фантастики.
«Вселенная Боба»
Цикл, основная часть которого разворачивается в будущем, начинается в наши дни. Боб, а точнее мистер Роберт Йоханссон, — преуспевающий инженер, который удачно продает свою компанию и на радостях заключает контракт на криозаморозку собственной головы после своей смерти. Чтобы в светлом будущем, когда технологии достигнут должного уровня, можно было бы воскреснуть. Правда, Боб рассчитывал, что в заморозку отправится спустя много лет, но погиб почти сразу же.
Через сто с лишним лет он приходит в себя, но тела не обнаруживает. После оцифровки он оказывается, по сути, бесправным имуществом, и владеет им фанатичная теократия ВЕРА. Но зато ему выпадает шанс исследовать дальние регионы космоса в качестве самореплицирующегося зонда. По сути, он теперь — космический корабль и продвинутый 3D-принтер в одном лице. Теперь ему нужно успешно освоиться, пройти все тесты, не нахамить проповедникам, а в самом конце — убежать от ракет вражеских государств, которым конкуренты в космосе ни к чему.
Далеко не сразу Боб узнает, в чем причина создания этой неприлично торопливой космической программы: Земля постепенно становится непригодной для жизни, так что найти новую планету — вопрос выживания. Уже покинув родную планету и отыскав несколько перспективных миров для колонизации, Боб узнает, что на Земле произошло несколько ядерных взрывов: враждующие государства все-таки вступили в открытое противостояние. И начинается эпопея с перевозкой немногих выживших на другие пригодные к обитанию планеты — корабль за кораблем, в условиях жесткого цейтнота и нехватки ресурсов.
На новых планетах людей тоже ждут серьезные испытания: паразиты, незнакомые болезни, жуткие динозавроиды, которые не против попробовать новый источник белка. Низкая гравитация, высокая гравитация, слишком мало воды, планета целиком из воды — на каждой планете будет свой набор проблем. К счастью, Бобов много — за время исследования космоса герой создал множество своих копий, каждая из которых обладает собственным характером — и они весьма изобретательны.
«Дети времени», Адриан Чайковски
Обстоятельства, заставившие покинуть Землю в романе Адриана Чайковски, довольно сильно похожи на то, что мы видели во «Вселенной Боба». Люди самостоятельно устроили рукотворный апокалипсис, развязав глобальную войну. Немногие выжившие погрузились в корабль-ковчег и отправились на поиски новой подходящей для жизни планеты. А вот таких ценных помощников, как Бобы, в «Детях времени» у людей нет. Шансов мало, но и выбора никакого. К тому же, до катастрофы человечество активно изучало космос, так что как минимум одну подходящую планету беглецы знали. Много лет назад на ней проводился масштабный научный эксперимент по созданию разумной жизни — именно с этого эксперимента и начинается книга.
План был прост: закинуть на подходящую планету две капсулы, одну с обезьянами, другую с вирусом, который во много раз ускоряет естественную эволюцию и развитие мозга. Идея состояла в том, чтобы подождать, пока приматы разовьются за сотню-другую лет до примитивных племен, а потом явиться им с небес, став им наставниками и друзьями. Но из-за саботажа план рухнул, на планету добрался только контейнер с вирусом, а приматы сгорели в атмосфере.
Когда ковчег прибывает к планете, ее населяют разумные пауки — с уникальным устройством общества, биологией, психологией и повадками. И у них есть свое мнение насчет того, кому принадлежит планета. А различия между видами затрудняют контакт до почти невозможного.
«Квантовый вор», Ханну Райаниеми
Трилогия Райаниеми обладает динамичным сюжетом, но свой мир раскрывает перед читателем неспешно. Действие начинается в виртуальной тюрьме, где главный герой, вор Жан ле Фламбер, отбывает свой бесконечный срок, снова и снова попадая в дилемму заключенного. Оттуда его вытаскивает загадочная спасительница и ее разумный корабль, которым нужно, чтобы он кое-что для них украл. Но сначала надо украсть самого ле Фламбера, а точнее, его прошлую личность.
Человечество — а точнее, те разнообразные вариации, в которое оно превратилось в далеком будущем — расселилось по множеству планет. Действие разворачивается сначала в просторах космоса, потом — в шагающем городе на Марсе, где люди победили смерть, вместо этого войдя в бесконечный цикл служения и процветания благодаря торговле личным временем.
Земля появится в повествовании только во второй книге, и из нее мы узнаем, что планета пережила вирусный апокалипсис благодаря «дикому коду», после чего на ней останется только один город, Сирр. Антураж здесь совершенно в духе волшебных сказок «Тысячи и одной ночи» — впрочем, слияние магического и технологического вообще свойственно этому циклу. В мире, где технология ушла от привычной нам так далеко, это почти неизбежно. Ведь, как говорил великий Артур Кларк, «продвинутая технология неотличима от магии».