5 фантастических циклов с яркими героями. Хотели бы вы походить на них?
«Дневники Киллербота» Марта Уэллс
В популярном цикле «Дневники Киллербота» Марта Уэллс создала героя, с которым любителям фантастики очень легко почувствовать родство душ, пусть даже тот не принадлежит к человеческому роду. Наш герой — автостраж-андроид, мизантроп, отрицающий всякое сходство с людьми, поклонник сериалов и черного юмора. По сюжету он взломал свой модуль контроля, ввязался в несколько мутных историй и самоотверженно защищал доверенных ему людей, безостановочно ворча про себя. Избавившись от контроля корпораций, он начал то и дело невольно или намеренно ставить им палки в колеса. В целом Марта Уэллс создает традиционные для научной фантастики развлекательно-детективные сюжеты. Так почему же этот цикл и персонаж так полюбились читателям? Ответ есть в западной аннотации к одной из книг: «Вам знакомо это чувство, когда вы на работе, и уже порядком устали от людей, а потом приходит начальник с еще одним заданием, которое нужно сделать прямо сейчас, иначе миру придет конец, но все, чего вы хотите — это пойти домой и запойно смотреть любимые шоу? А еще вы — разумная машина для убийства, запрограммированная на разрушение? Поздравляем, вы Киллербот».
Киллербот получился не только забавным, но и узнаваемым — в том смысле, что с ним легко ощутить душевное родство. Только в его случае горящую задачу действительно нельзя отложить на завтра, потому что, скорее всего, кто-нибудь пострадает. А это тоже очень раздражает. Кроме того, в показательном недовольстве Киллербота всем человеческим начинает угадываться нечто очень трогательное... когда вы узнаете его поближе.
«Вселенная Боба» Деннис Тейлор
Кстати, о главных героях гиках — знакомьтесь, Боб Йоханссон. Боб только что удачно продал свой стартап, отправился на конвент и решил немного шикануть, заключив договор с криокомпанией на сохранение своего мозга и последующее воскрешение, когда наука позволит. Вскоре после этого Боб трагично и нелепо погибает. Надо сказать, что вера Боба в науку была достаточно обоснованной, и его действительно воскрешают... но в качестве искусственного интеллекта, который должен служить обществу.
Деннис Тейлор, канадский программист, создал достаточно карикатурный мир будущего, в котором Боба благополучно «загружают» в зонд для исследования космоса и поиска обитаемых планет. Благодаря жизнелюбивому характеру, чувству юмора и любови к науке герой сходу вызывает симпатию. А приключения его ждут весьма неординарные, пусть Тейлор старается придерживаться достаточно строгой научной составляющей. Бобу предстоит пережить тот факт, что он перестал быть человеком, и решить, какую выгоду он может извлечь из текущего положения. Проанализировав ситуацию, Боб решает скопировать себя, потому что вместе веселее. Таким образом, строго говоря, у нас появляются несколько главных героев, потому что разные версии Боба отличаются друг от друга (и этому есть объяснение!), во многом очарование цикла строится именно на их общении и взаимодействии. И вместе они определенно имеют огромный потенциал к завоеванию читательских сердец.
«Война старика» Джон Скальци
Цикл Джона Скальци предлагает читателям динамичный фантастический боевик, но с размышлениями о природе сознания и вторых шансах. Главному герою, Джону Перри, исполняется 75 лет, когда он решает записаться в армию. Но не просто армию, а космическую армию по обороне колоний и захвату новых. Разросшемуся человечеству нужны новые территории. Армия дарит Джону и его сослуживцам новые тела — молодые, выносливые, на пике жизненной энергии. Но при этом их сознание остается прежним. Главный герой — уже видавший виды пожилой ворчун, который привык уже ни с кем не церемониться. И все его сослуживцы похожи в этом, хотя каждый по-своему уникальная личность.
Самое простое слово, чтобы охарактеризовать Джона Перри — харизматичный. Он и его окружение интегрируют свои привычки в солдатский быт и солдатский юмор, а молодые тела открывают целое поле возможностей. Старческая брюзгливость начинает соседствовать с юношеским бунтом. Своему голосовому помощнику Перри дает имя «Задница» (и оно далеко не самое неприличное). Впрочем, когда Джон немного обживается в сложившейся ситуации и исследует границы дозволенного, в сюжет приходят реальные сложности, которые и должны были стать ценой этой новой дивной жизни — Джон Перри оказывается на войне. И вот тут, наконец, можно увидеть весь потенциал зрелого человека, которому уже нечего бояться, в качестве главного героя.
«Книга Нового Солнца» Джин Вулф
Знаменитая тетралогия Вулфа — само по себе произведение с характером. Оно рисует декадансный образ далекого будущего, где наука почти неотличима от магии, а цивилизация, живущая в ожидании смерти Солнца напоминает о Средневековье. Получается фантастика на грани фэнтези. По сути, весь сюжет — история, рассказанная главным героем, Северианом. Юношей он воспитывался в Ордене Взыскующих Истины и Покаяния — проще говоря, палачей. С этой не самой дружелюбной работой связана история начала его путешествия, но ведет оно гораздо, гораздо дальше. Линия рассуждений о жестокости и необходимом наказании занимает значимое (хотя далеко не центральное) место в романе, в исполнении довольно мягкого и даже лиричного по натуре Севериана, который от всей души пытается быть хорошим человеком в совершенно безумном мире, утратившем человечность.
Состояние, в котором пребывает Севериан-рассказчик, делает повествование несколько ненадежным, потому что у него есть все основания сомневаться в собственной памяти и здравом рассудке. Тем не менее, он персонаж с удивительной судьбой, наполненной причудливыми парадоксами. Возможность разделить его жизненный опыт, особенно в такой форме, становится неповторимым приключением — неоднозначным, глубоким и запоминающимся.
«Квантовый вор» Ханну Райаниеми
Жан ле Фламбер — трикстер и взломщик разумов в фантасмагорическом мире далекого будущего, созданном Ханну Райаниеми. Образ героя был вдохновлен одним из самых известных литературных аферистов — Арсеном Люпеном. Мы встречаем Жана в весьма необычной тюрьме, рассчитанной на перевоспитание посредством игр с сознанием. Откуда он, впрочем, вскоре будет спасен загадочной благожелательницей, которой нужно, чтобы Фламбер закончил одно старое дело. Трилогию «Квантовый вор» можно охарактеризовать, как авантюрную криминальная фантастику, но в то же время сам типаж героя делает происходящее несколько более глубоким и загадочным. Райаниеми создает научную фантастику, работая в том числе с пространством мифов и архетипов. Кто такой Жан ле Фламбер и в чем секрет его могущества — тайна, которая открывается слой за слоем на протяжении всего действия трилогии. В этом случае герой является неотъемлемой частью мира, не «избранным», а одним из значимых элементов. А сеттинг «Квантового вора» так сложен и многообразен, что «разгадку» изначально сложно себе даже вообразить.
Фламбер — игрок по натуре, он не раскрывает нам все карты, но ведет за собой в высшей степени уверенно. При этом тот, с кем мы знакомимся изначально — не «весь» Вор, и нам придется несколько раз знакомиться с ним заново, когда личность и образ будут пополняться.