Звери-киборги от Митихиро Мацуоки: скульптуры японского художника удивляют и завораживают
В этом году японский скульптор Митихиро Мацуока отмечает 53-й день рождения. Его детство пришлось на семидесятые, оттуда он и черпает вдохновение. Все работы Мацуоки – воспоминания о давних мечтах. А мечтал юный Митихиро обо всем заграничном.
«Я был сильно привязан к иностранным культурам и вещам, которых даже не видел, – рассказывает художник. – Автомобиль с логотипом американской компании. Пластинки – большие, долгоиграющие. Коробки импортных сладостей с непривычным дизайном. Яркие, как драгоценные камни... Со временем некоторые из них потускнели».
Для Мацуоки-школьника такие вещи были приметами желанного будущего. С тех пор как они перестали его притягивать, скульптор воспроизводит ощущение прежнего предчувствия. Воспоминание о том, что казалось футуристическим, детский восторг, каким он видится взрослому, стали главными темами творчества.
Техника на грани фантастики
Своего фирменного эффекта – сочетания уюта, ощущения прошедшего времени и чего-то прекрасного впереди – Мацуока добивается несколькими приемами. Во-первых, он выбирает персонажей из знакомого детского набора. Это звери, рыбы, птицы, растения, машинки, корабли, крупная техника.
То ли по личной склонности, то ли под влиянием японской изобразительной культуры мастер делает своих персонажей слегка пугающими. Дети любят страшные игрушки – если кто-то в этом сомневается, пусть посмотрит на кошмарную улыбку Хагги Вагги во всех детских магазинах страны. Этого монстра из компьютерной игры обожают современные шестилетки; в 1970-х были другие, и художник, по-видимому, вспоминает о них с большой теплотой. Во-вторых, Мацуока намеренно состаривает свои скульптуры. Бьет по металлическим деталям молоточком, чтобы избавиться от слишком ровных поверхностей. Добавляет потертостей наждачной бумагой. Бронза у него всегда покрыта зеленой патиной. Но главное – он раскрашивает готовые работы акриловыми красками, тщательно выписывая трещины, дыры, пятна и ржавчину.
В-третьих, Митихиро соединяет живое и неживое. Все его создания – очевидные киборги; они поднимают веки на ржавых пружинах, дышат через заводские трубы, несут себя на механических ногах. Медь соединяется с натуральными мехом и кожей, а основной материал – раскрашенная глина или гипс – завершает образ. Работы японского скульптора часто относят к стимпанку из-за обилия медных деталей, трубок и пружин, но на самом деле выбор материалов у мастера гораздо шире, а техническая эстетика начала индустриальной эпохи соседствует с намеками на другие времена. У Мацуоки встречаются и гладкие, блестящие, даже футуристические детали.
Полуприкладное искусство
Работы Мацуоки регулярно выставляются в музеях и галереях и в родном городке Итиномии, и в Токио, и в Европе, и в Китае, а в 2014 году его студия приезжала на фестиваль «Искусство куклы» в Москве. Однако Митихиро занимается не только высоким искусством – он входит в число создателей и коллекционеров фигурок.
В Японии эти хобби особенно популярны: в Токио регулярно проводится Wonderfest – один из крупнейших фестивалей фигурок, который посещают тысячи фанатов. На таких фестивалях можно увидеть что угодно. Наибольшей популярностью пользуются герои манги и аниме – за ними приходит большинство посетителей. Эти фигурки выпускают крупные компании; небольшие студии, отдельные художники и любители чаще показывают героев азиатского фольклора или обитателей собственных фэнтезийных миров.
Но даже на этом фоне скульптуры Мацуоки выделяются и техникой, и сюжетом. Драконов, воинов и инопланетян среди коллекционных фигурок предостаточно, а вот зайцы в бронзовых доспехах и механические киты есть только на одном стенде. Это привлекает другую часть посетителей: тех, кто приходит оценить чужие мастерство и фантазию, а не просто пополнить коллекцию.
Кроме фестивалей, купить фигурку Митихиро можно на сайте студии или японских арт-маркетплейсах. Работы скульптора не бывают штучными, каждую он выполняет в нескольких десятках, а то и сотнях экземпляров. Такова экономика коллекционных фигурок: они могут быть редкими, но почти никогда не бывают уникальными, как обычные картины или скульптуры. Впрочем, в случае Мацуоки грань между «настоящим» – галерейным – и декоративно-прикладным искусством тонка и определяется, похоже, только числом оригиналов.