Звери-киборги от Митихиро Мацуоки: скульптуры японского художника удивляют и завораживают

Японский мастер вспоминает детство, создавая зверей-киборгов из глины, меди и красок.
Иногда Мацуока дает короткие описания к скульптурам. Это, например, «китообразное судно, которое путешествует по небу и очищает загрязненный воздух».
Иногда Мацуока дает короткие описания к скульптурам. Это, например, «Китообразное судно, которое путешествует по небу и очищает загрязненный воздух».
Fabian Oefner. Images available exclusively at M.A.D.Gallery
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году японский скульптор Митихиро Мацуока отмечает 53-й день рождения. Его детство пришлось на семидесятые, оттуда он и черпает вдохновение. Все работы Мацуоки – воспоминания о давних мечтах. А мечтал юный Митихиро обо всем заграничном.

«Я был сильно привязан к иностранным культурам и вещам, которых даже не видел, – рассказывает художник. – Автомобиль с логотипом американской компании. Пластинки – большие, долгоиграющие. Коробки импортных сладостей с непривычным дизайном. Яркие, как драгоценные камни... Со временем некоторые из них потускнели».

Для Мацуоки-школьника такие вещи были приметами желанного будущего. С тех пор как они перестали его притягивать, скульптор воспроизводит ощущение прежнего предчувствия. Воспоминание о том, что казалось футуристическим, детский восторг, каким он видится взрослому, стали главными темами творчества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Техника на грани фантастики

Своего фирменного эффекта – сочетания уюта, ощущения прошедшего времени и чего-то прекрасного впереди – Мацуока добивается несколькими приемами. Во-первых, он выбирает персонажей из знакомого детского набора. Это звери, рыбы, птицы, растения, машинки, корабли, крупная техника.

«Когда я рос, путешествия за границу еще не стали обычным делом, а об интернете и смартфонах и речи не шло». Ностальгия – один из главных спутников Митихиро Мацуоки.
«Когда я рос, путешествия за границу еще не стали обычным делом, а об интернете и смартфонах и речи не шло». Ностальгия – один из главных спутников Митихиро Мацуоки.
Fabian Oefner. Images available exclusively at M.A.D.Gallery
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То ли по личной склонности, то ли под влиянием японской изобразительной культуры мастер делает своих персонажей слегка пугающими. Дети любят страшные игрушки – если кто-то в этом сомневается, пусть посмотрит на кошмарную улыбку Хагги Вагги во всех детских магазинах страны. Этого монстра из компьютерной игры обожают современные шестилетки; в 1970-х были другие, и художник, по-видимому, вспоминает о них с большой теплотой. Во-вторых, Мацуока намеренно состаривает свои скульптуры. Бьет по металлическим деталям молоточком, чтобы избавиться от слишком ровных поверхностей. Добавляет потертостей наждачной бумагой. Бронза у него всегда покрыта зеленой патиной. Но главное – он раскрашивает готовые работы акриловыми красками, тщательно выписывая трещины, дыры, пятна и ржавчину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Таких механизированных золотых рыбок Мацуока создает всех цветов радуги.
Таких механизированных золотых рыбок Мацуока создает всех цветов радуги.
Fabian Oefner. Images available exclusively at M.A.D.Gallery

В-третьих, Митихиро соединяет живое и неживое. Все его создания – очевидные киборги; они поднимают веки на ржавых пружинах, дышат через заводские трубы, несут себя на механических ногах. Медь соединяется с натуральными мехом и кожей, а основной материал – раскрашенная глина или гипс – завершает образ. Работы японского скульптора часто относят к стимпанку из-за обилия медных деталей, трубок и пружин, но на самом деле выбор материалов у мастера гораздо шире, а техническая эстетика начала индустриальной эпохи соседствует с намеками на другие времена. У Мацуоки встречаются и гладкие, блестящие, даже футуристические детали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полуприкладное искусство

Работы Мацуоки регулярно выставляются в музеях и галереях и в родном городке Итиномии, и в Токио, и в Европе, и в Китае, а в 2014 году его студия приезжала на фестиваль «Искусство куклы» в Москве. Однако Митихиро занимается не только высоким искусством – он входит в число создателей и коллекционеров фигурок.

«У этих существ есть и мягкая, нежная часть, и грубые механические элементы. Они не возвращение к прошлому, а выражение моего ощущения будущего, которое было когда-то теплым».
«У этих существ есть и мягкая, нежная часть, и грубые механические элементы. Они не возвращение к прошлому, а выражение моего ощущения будущего, которое было когда-то теплым».
Fabian Oefner. Images available exclusively at M.A.D.Gallery
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Японии эти хобби особенно популярны: в Токио регулярно проводится Wonderfest – один из крупнейших фестивалей фигурок, который посещают тысячи фанатов. На таких фестивалях можно увидеть что угодно. Наибольшей популярностью пользуются герои манги и аниме – за ними приходит большинство посетителей. Эти фигурки выпускают крупные компании; небольшие студии, отдельные художники и любители чаще показывают героев азиатского фольклора или обитателей собственных фэнтезийных миров.

Но даже на этом фоне скульптуры Мацуоки выделяются и техникой, и сюжетом. Драконов, воинов и инопланетян среди коллекционных фигурок предостаточно, а вот зайцы в бронзовых доспехах и механические киты есть только на одном стенде. Это привлекает другую часть посетителей: тех, кто приходит оценить чужие мастерство и фантазию, а не просто пополнить коллекцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме фестивалей, купить фигурку Митихиро можно на сайте студии или японских арт-маркетплейсах. Работы скульптора не бывают штучными, каждую он выполняет в нескольких десятках, а то и сотнях экземпляров. Такова экономика коллекционных фигурок: они могут быть редкими, но почти никогда не бывают уникальными, как обычные картины или скульптуры. Впрочем, в случае Мацуоки грань между «настоящим» – галерейным – и декоративно-прикладным искусством тонка и определяется, похоже, только числом оригиналов.