Что почитать у современных фантастов: 4 авторских сборника

Хотя фантастические рассказы часто кажутся незаметными на фоне большой формы — крупных циклов и эпопей, многие писатели начинают карьеру именно с рассказов, завоевывая таким образом первую известность, и только потом получают контракты на написание романов. Однако у российских читателей не всегда бывает возможность познакомиться с рассказами иностранных авторов — даже у самых знаменитых фантастов их переводят сравнительно нечасто. Тем приятнее видеть авторские сборники, которые все-таки появляются на русском, давая читателям возможность узнать творчество знакомого писателя с необычной стороны. Хотим рассказать вам о нескольких недавно вышедших на русском сборниках фантастов, которые наряду с романами успешно работают в малой форме.
Что почитать у современных фантастов: 4 авторских сборника

«Потаенная девушка», Кен Лю

Китайско-американский писатель Кен Лю, хотя и выпустил несколько романов, известен главным образом именно рассказами, которые получали такие престижные премии как «Локус», «Хьюго» и «Небьюла». Отбирая рассказы для своего второго сборника «Потаенная девушка», Лю не стал гадать, какие из них больше понравятся читателям, а решил выбрать те, которые больше всего любит сам. Видимо, это сработало: сборник встретил положительные отзывы критиков и завоевал «Локус», а недавно был переведен на русский язык.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Описывая прозу Кена Лю, проще всего было бы идти от жанровых особенностей его рассказов: чаще всего это киберпанк или придуманный им самим поджанр «силкпанк» — фантастика и фэнтези с ярким восточноазиатским колоритом. Но, как и полагается хорошему писателю, больше всего Лю обожает выходить за рамки жанров и превосходить ожидания читателя. Он может написать и рассказ о путешествующих во времени наемных убийцах, и мрачную технологическую историю в духе «Черного зеркала» о криптовалютах и интернет-троллинге, и трогательную историю об отношениях между родителями и детьми.

Хороший пример последнего — трилогия рассказов о девочке Мэдди, которая, кстати, недавно была экранизирована в виде анимационного сериала «Пантеон». Когда к Мэдди начинают приходить в чате послания от ее умершего отца, она узнает, что его сознание перед смертью было оцифровано корпорацией, на которую он работал, и оказалось в сети. И хотя отец и дочь получили неожиданную возможность пообщаться вновь, на горизонте зреет опасность — аналогичными экспериментами занимается еще не одна корпорация. Как бы ни увлекали Кена Лю попытки представить наше технологическое будущее, в сердце его прозы всегда в первую очередь человеческие отношения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сервер и Дракон», Ханну Райаниеми

Финский математик Ханну Райаниеми любил фантастику с детства, но только когда переехал в Шотландию, чтобы преподавать в Эдинбургском университете, всерьез задумался о писательской карьере. Влившись в пестрое сообщество шотландских фантастов, он сочинял рассказы, поражавшие читателей: за происходящим в них уследить подчас было непросто, но те, у кого это получалось, оставались впечатлены фантазией молодого писателя. Именно благодаря рассказам Райаниеми обратил на себя внимание издателей, выпустивших затем трилогию его романов «Квантовый вор», которая и принесла ему широкую известность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Книга «Сервер и Дракон» собрала под одной обложкой и старые рассказы Райаниеми, и новые, написанные уже после успеха «Квантового вора». Для своих историй автор использует и свои глубокие знания математики и физики, и последние достижения нейрологических наук, в попытке представить сверхтехнологичный постсингулярный мир, в котором, как правило, разворачиваются его сюжеты. В этом мире соседствуют люди и строки кода, животные и файерволы, боги и модели глубокого обучения, живописные финские леса и драконы, питающиеся серверами — кажется, в прозе Райаниеми не бывает ничего невозможного.

Когда его спрашивают, как он сочиняет такие истории, Райаниеми скромно пожимает плечами: «Писательство для меня — просто форма медитации. Решение математических проблем дает поразительный простор для идей, а в научно-фантастическом контексте я могу продвинуть эти идеи немного дальше». Он признается, что больше всего хочет передать в своей прозе то ощущение настоящего волшебства, которое он чувствовал в детстве, читая романы Жюля Верна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Черный воздух», Ким Стэнли Робинсон

На протяжении почти полувековой писательской карьеры Ким Стэнли Робинсон заслужил себе славу мастера «твердой» научной фантастики, сосредоточенного на технологических и проблемах нашего времени (например, экологических) и научных способах их разрешения. Несмотря на то, что Робинсон известен главным образом своими романами, он также автор множества рассказов, получавших, в частности, премии «Небьюла» и Всемирную премию фэнтези. Выдающийся редактор Джонатан Стрэн отобрал в 2010 году 22 текста для сборника лучших рассказов Робинсона, а на русском этот сборник вышел под названием «Черный воздух».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рассказах Робинсон также исследует свои излюбленные темы, которые часто встречаются и в его романах: климатические изменения, альтернативные варианты истории или глобальные вызовы, с которыми приходится сталкиваться человечеству. А еще на страницах книги есть и исторические рассказы, в которых писатель с поразительной детализацией изображает самые разные эпохи. Так, в заглавном рассказе матрос с корабля обреченной на гибель испанской Армады начинает вдруг видеть религиозные галлюцинации, помогающие ему спастись, а в рассказе «Лаки Страйк» пилот американского самолета, летевший бомбить Хиросиму, в последний момент передумывает сбрасывать атомную бомбу на город.

Есть в сборнике рассказы, которые стоило бы скорее назвать эссе — с серьезными рассуждениями Робинсона о природе истории и о том, как мельчайшие события подчас меняют ее ход. Есть и рассказы почти без фантастических элементов, вдохновленные любовью автора к альпинизму и долгим пешеходным походам. Пожалуй, объединяет их одно — литературное мастерство Робинсона и неиссякаемый оптимизм его работ, дарящий удовольствие все новым читателям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Блуждающая Земля», Лю Цысинь

Самый прославленный писатель-фантаст Китая долго был мало кому известен за его пределами, пока упомянутый выше Кен Лю не перевел на английский его роман «Задача трех тел». С тех пор Лю Цысинь получил всемирную славу, его книги издаются на самых разных языках и по ним снимаются многомиллионные блокбастеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так произошло, например, с рассказом «Блуждающая Земля», экранизация которого стала вторым по кассовости фильмом в истории китайского проката. По сюжету Земле будущего угрожает опасность: Солнце вскоре станет красным гигантом, и объединившееся человечество строит гигантские двигатели на термоядерной тяге, чтобы сдвинуть планету с орбиты и направить ее в сторону Альфы Центавра. Однако когда Земля проходит рядом с Юпитером, она попадает в его гравитационное поле, и героям приходится приложить все свои силы и умения, чтобы спасти две планеты от столкновения. Этот рассказ получил в 2000 году престижную китайскую премию «Галактика», а всего у рассказов Лю Цысиня таких премий пять.

Все эти рассказы вошли в сборник «Блуждающая Земля» наряду с пятью другими, составляющими лучшие примеры малой прозы писателя. Лю Цысинь за редкими исключениями работает в одном направлении — «твердой» научной фантастики, сконцентрированной на темах социального неравенства, развития науки и глобальных потрясений, с которыми может столкнуться человечество в будущем. Хотя писатель, что логично, главным образом концентрируется на изображении Китая и китайцев, он не раз напоминает в своем творчестве, что эта страна сталкивается с теми же вызовами, что угрожают всему человечеству, и справиться с ними можно, только работая совместно, а не закрываясь от всего мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ