Интересный факт из истории кинематографа: всего лишь один фильм в ответе за расизм в XX веке
Уже на заре кинематографа деятели искусства открыли и использовали все возможности, чтобы развлечь публику — и у них однозначно это получалось. Но, как случается, создатели не всегда представляют себе последствия от своих художественных работ.
Так, после выхода в 1915 году фильма «Рождение Нации» (The Birth of a Nation) американского режиссера Дэвида Гриффита (D.W. Griffith) одиозное расистское движение Ку-Клукс-Клана получило второе дыхание: сначала в США, а потом и по всему миру.
История и влияние искусства
Картина «Рождение нации», основанная на романе Томаса Диксона «Член клана», — это бурный и многослойный рассказ американской истории 1860-х годов, повествующий о вымышленной жизни двух семей с Севера и Юга США, которые активно конфликтовали, а позже и вовсе воевали друг с другом.
На протяжении трех часов (что было неимоверной продолжительностью для фильма в 1915 году) афроамериканцы изображаются жестокими, ленивыми, морально дегенеративными и опасными. В кульминации фильма Ку-клукс-клан (в лице белых рабовладельцев) торжествует победу над чернокожими.
Начало «прекрасной» эпохи
Беспорядки и протесты вспыхнули на показах фильма в ряде северных городов США, а Национальная ассоциация содействия развитию цветного населения (NAACP) начала масштабную кампанию по запрету фильма. В конце концов он был подвергнут цензуре в нескольких городах, и Гриффит согласился изменить или вырезать некоторые особенно оскорбительные сцены из фильма.
Несмотря на все грубые исторические неточности, заседание Конгресса, сражения Гражданской войны и убийство Авраама Линкольна были тщательно воссозданы на экране: это придавало фильму вид легитимности в глазах неподготовленного массового зрителя.
Ку-Клукс-Клан
Федеральное правительство подавило движение в 1870-х годах, но в декабре 1915 года Уильям Дж. Симмонс основал его вновь в Джорджии. Помимо того, что он был античерным, новый клан был антикатолическим, антисемитским и антииммигрантским.
К началу 1920-х годов он распространился и по «демократическому» Северу, не говоря уже о Юге США. На пике своего могущества в 1924 году число членов ККК достигало трех миллионов человек.
Национализ и расизм часто идут рука об руку — даже в массовой культуре