Как связаны психология и кино, или Что такое «эффект Кулешова»
Кинематограф почти 130 лет, появившись не сильно позже после изобретения фотографии, является, вероятно, самым значимым и массовым искусством. Однако все не было бы так радужно, если бы не множество нюансов, например, физические возможности глаза или особенности человеческого восприятия.
Именно на последнем и зиждется «эффект Кулешова» — один из базовых киноприемов, которым пользуются и голливудские профессионалы, и начинающие режиссеры, и, возможно, ютуб-блогеры.
Основы киномонтажа
Советский режиссер Лев Кулешов в свое время описал, как последовательность кадров во время монтажа может полностью менять содержание сцены. Кулешов указал на следующее: человек воспринимает последовательно увиденные кадры так, будто бы они обязательно «вытекают» друг из друга по смыслу и имеют непосредственную взаимосвязь.
Режиссер доказывал это экспериментом. Он снимал мужчину (актера Ивана Мозжухина) крупным планом, чтобы большую часть экрана занимало его безэмоциональное лицо, далее Кулешов монтировал лицо актера с тремя отличающимися по смыслу кадрами: еда, ребенок в гробу и девушка на диване.
Использование
Так, у аудитории в зависимости от показанной последовательности кадров складывалось впечатление, что актер Иван Мозжухин либо голоден, либо скорбит, либо интересуется девушкой. «Сила монтажа настолько велика, что она может изменить игру актера. Но, повторяю, эти приемы монтажа являются не методом, а исключительно редко используемым способом исправления актерских ошибок», — пояснял свое открытие Кулешов.
Не только новые технологии, но и особенности человеческого восприятия вдохнули жизнь в индустрию кино