5 фантастических произведений про постчеловечество: какими могут стать цивилизации будущего
Благодаря технологиям люди могут значительно усовершенствовать или изменить и себя. Какой же путь изберет человечество будущего? На эту тему вовсю фантазируют писатели-фантасты. На основе современных тенденций, научных допущений и неотъемлемой толики воображения, авторы строят целые вселенные, населенные удивительными «постлюдьми». Мы собрали несколько книг, в которых показано будущее, населенное людьми, шагнувшими на следующую ступень эволюции.
«Квантовый вор», Ханну Райаниеми
Ханну Райаниеми – финский ученый, получивший научную степень по математической физике и специализирующийся на теории струн. То есть, с одной стороны перед вами весьма крепкая научная фантастика, которая не просто так использует слово «квантовый». С другой — квантовые способности эволюционировавшего человечества Райаниеми не просто граничат с магией — они в каком-то смысле почти от нее неотличимы. Впрочем, это будет тем заметнее, чем глубже вы будете погружаться в трилогию. Книги имеют очень разный колорит, меняя вместе с местом действия и декорации. Первая остановка — Марс, немного стимпанковый, театрализованный и витиеватый. Возможность совмещать такие определения с пронзительным ощущением будущего и неоспоримой принадлежностью к научной фантастике — один из выразительных способностей автора.
Человечество Райаниеми колонизировало Солнечную систему, но не двинулось дальше. Тем не менее, некоторые сущности достигли почти божественного могущества в ее пределах. Другие стали топливом для этого могущества — например, гоголы, верные слуги Собранности, являются, по сути, ячейками огромного супер-компьютера, лишенными личности. А на Марсе люди расплачиваются временем за возможности беспечной жизни. Когда время кончается, они вынуждены тихо выполнять нужды огромного шагающего города. Что послужило точкой отсчета для того или иного пути развития? Как отдельные сущности обрели свои возможности и как решили ими распорядится? И кто, в конце концов, такой этот Вор, наш главный герой, Жан ле Фламбер? На все эти вопросы автор не дает простых ответов и не устраивает экскурса в историю в начале книги. Потому что в ответах на многие из них заключена значительная часть красоты мира, созданного Райаниеми. Играя с восприятием читателя, вплетая в пост-сингулярную фантастику элементы философии и фольклора, он рисует впечатляющее полотно истории будущего человеческой расы. Описывает те времена, где героев уже сложно назвать людьми, но в них остается так много человеческого...
«Квантовая эволюция», Дерек Кюнскен
Еще одна трилогия м «квантовым» заглавием, к тому же, главным героем тоже является известный преступник... Правда, скорее не вор, а аферист. Знакомьтесь, Белизариус Архоне, один из немногочисленной и довольно замкнутой расы homo quantus, способных вводить свой мозг в состояние фуги, делаясь, по сути, живым квантовым компьютером. В отличие от большинства собратьев Белизариус покинул родной дом и решил исследовать, как много выгоды ему может принести природный талант... Как оказалось — немало. Но вместе с тем это привлекло к нему и изрядное внимание.
В отличие от Райаниеми канадец Кюнскен рассказывает о созданном мире довольно подробно, его манера повествования — не постепенное раскрытие карт, а именно постановка пьесы в условиях, где читателю уже знакомы все термины и значимые исторические события последних лет. А еще специализацией автора по основной профессии были молекулярная биология и генная инженерия, так что отдельное внимание Кюнскен уделяет отдельным расам будущего. Надо сказать, привычные нам люди по-прежнему составляют существенную часть населения, кроме того, разделены на разные космические государства и фракции самых различных взглядов. Но кроме homo quantus можно выделить «кукол» — Homo pupa, чьи создатели по классическому сценарию пытались создать расу слуг и достаточно сильно пожалели об этом — и Дворняг, Homo eridanus, о создании которых пожалели все. По крайней мере, все, кому приходится общаться с Дворнягами, потому что в результате жизни в суровых глубоководных условиях они в большинстве своем ехидные, циничные и гордящиеся собственной отталкивающей репутацией хамы... Зато превосходные пилоты, потому что никто больше не выдержит таких перегрузок.
На страницах цикла «Квантовой эволюции» читателей ждут авантюра, политика и сложная личная драма, смешанные в равных степенях и приправленные увлекательной научно-фантастической составляющей — не давящей на читателя, но вполне убедительной. Или история о том, как далеко может завести одного афериста попытка тайно провести небольшой военный флот через охраняемую червоточину.
«Культура», Иэн Бэнкс
Цикл «Культура» был начат Бэнксом в 1987 году, а последняя книга вышла в 2012-ом. Этим он удивителен и выделяется среди прочих циклов из нашей подборки — пока писатель работал над собственным «миром будущего», мир вокруг изменился. Технологии, идеологии, актуальные проблемы социума — это и многое другое нашло свое отражение в том, как менялся утопический мир «Культуры».
Итак, Культура — это общество будущего, пост-человеческое, смешивающее в себе гуманоидов высокого уровня развития и множество искусственных интеллектов. Причем ИИ занимаются управлением и решением большинства проблем, а люди могут просто наслаждаться жизнью... И некоторые выбирают наслаждаться ею в организациях, которые отвечают за связи с другими разумными расами вселенной — как дипломатические, так и шпионские. Большинство из «братьев по разуму» Культура превосходит по своему развитию, но в стремлении к гармонии не всегда удается легко найти подход к расам с другими системами ценностей. Сравнение с сериалом «Звездный путь» неизбежно и будет довольно уместным.
В целом большинство романов «Культуры» самостоятельны, и в основе этого условного цикла скорее идея про сверх-общество, чем про сверх-расу. Но чем мы ближе к позднему творчеству писателя, тем больше он интересуется именно позицией искусственных интеллектов и тем более выраженно задается вопросом: является ли Культура благом? И, если нет, то почему?
«Вселенная Боба», Деннис Тейлор
А теперь давайте представим себе не целую расу пост-людей, а одного-единственного человека, чье сознание было оцифровано (не вполне по его воле) и загружено в космический зонд с возможностью создания новых копий (на основе технологий 3D принтера)... И подумаем, как далеко от этой гипотетической ситуации до роли спасителя человеческой расы и одного из самых развитых созданий во Вселенной? Впрочем, можно не думать, а просто почитать роман «Мы — Легион. Мы — Боб» канадского программиста Денниса Тейлор, открывающий цикл «Вселенная Боба». Это увлекательная и гиковская фантастика (снова реверанс в сторону «Звездного пути», который Тейлор очень любит и не скупится в книгах на отсылки к нему), герой которой в попытке пережить экзистенциальный кризис от утраты собственной «человечности» копирует собственное сознание. Так у нас появляется не «главный герой», а главные герои — Бобы. Много версий Боба. У них у всех есть общие черты и воспоминания, но каждый постепенно обретает собственную индивидуальность.
Изначально Боб Йоханссон был нашим современником, талантливым компьютерщиком, который после выгодной сделки решил купить «заморозку» своего мозга, надеясь, что однажды развитие технологий обеспечит ему жизнь после смерти. Вскоре после этого Боб трагически погибает, а «воскрешение» оказывается не совсем тем, на что он рассчитывал. Поскольку компания, которой Боб доверил хранение своего мозга, обанкротилась и продала собственных клиентов в государстве, где их разрешено только перевести в «цифру» и рассматривать как продвинутые искусственные интеллекты. Собственно, так сознание Боба и оказывается загруженным в космический зонд, чтобы отправиться на поиски новых планет, подходящих для колонизации. С одной стороны — это его шанс «смело идти туда, куда не ступала нога человека». С другой — ему еще придется как следует обдумать вопрос о том, что делать с этими новыми возможностями. И пока даже вообразить сложно, как далеко они могут завести!
«Алмазный век», Нил Стивенсон
Роман «Алмазный век» выпущен Стивенсоном вскоре после легендарной «Лавины», обозначившей зарю пост-киберпанка. Сам автор считал «Алмазный век» гораздо более специфической книгой, и не был уверен, что она найдет своего читателя, но сомнения его были напрасны. Здесь нано-панк встречается с новым викторианством, идеей коллективного бессознательного и огромным пластом сказочных архетипов — поскольку большая часть сюжета закручена вокруг невероятного «Букваря благородных девиц». Футуристической книги, которая вобрала в себя всю мудрость поколений и весь возможный воспитательный и педагогический опыт — на чем ей «работать», как не на архетипах? Эту книгу заказал у гениального инженера один из самых влиятельных людей планеты, чтобы та помогла ему вырастить достойную наследницу. Которая будет значительно превосходить всех прочих людей... как ей и положено. Но по случайному стечению обстоятельств Букварь оказывается в руках у бедной девочки Нелл.
Роман Стивенсона представляет собой сложную вязь будущего с прошлым и даже вечным. Он рисует пеструю картину общества, которое ни в чем не должно нуждаться благодаря нанотехнологиям, но вместо благополучия человечество пришло только к крайней степени пассивности. Тут есть пропасть между богатыми и бедными, культурные объединения для благополучных, филы, которые строят свою идеологию на духе ушедших эпох и культур. И, что традиционно для ранних романов Стивенсона, тут есть россыпь любопытных технологий, которые просто являются частью быта людей и формируют его. А пока эти картины сменяют друг друга, Букварь формирует сознание Нелл в нечто новое.