История шедевра: как Мона Лиза стала такой знаменитой
Может быть дело в таинственной улыбке натурщицы Леонардо? Или в том, что картина установлена в Лувре?
Это самая известная картина в мире, и все же, когда зрителям удается увидеть произведение искусства вблизи, они, вероятно, будут сбиты с толку маленьким портретом обычной женщины. Она скромно одета в полупрозрачную вуаль, темные одежды и без всяких украшений. Много было сказано о ее улыбке и взгляде, но зрители все еще могут задаться вопросом, из-за чего весь сыр-бор.
Почему Мона Лиза так знаменита?
Наряду с тайнами личности натурщицы и ее загадочного взгляда, причиной популярности работы является одна из ее многочисленных загадок. Хотя многие теории пытались точно определить конкретную причину такой известности этого произведения искусства, самые убедительные из них говорят о том, что нет единого объяснения. Слава Моны Лизы является результатом многих случайных обстоятельств в сочетании с присущей картине привлекательностью.
Нет сомнений, что Мона Лиза - очень хорошая картина. Она была высоко оценена еще тогда, когда над ней работал Леонардо. Писатель Джорджо Вазари позже превозносил способность Леонардо подражать природе. Действительно, Мона Лиза - очень реалистичный портрет. Скульптурное лицо женщины на картине показывает умелое обращение Леонардо со сфумато - художественной техникой, в которой используются тонкие градации света и тени для моделирования формы объекта.
И, хотя пристальный взгляд и сдержанная улыбка натурщицы не считались загадочными до XIX века, зрители сегодня могут оценить ее двусмысленное выражение. Многие ученые, однако, отмечают, что превосходного качества Моны Лизы было недостаточно само по себе, чтобы сделать картину такой знаменитой. В конце концов, есть много хороших картин. Внешние события также способствовали славе произведения искусства.
То, что домом картины является Лувр, один из самых посещаемых музеев мира, является случайным обстоятельством, которое сделало работу еще более знаменитой. Она прибыла в Лувр окольным путем, начиная с Франциска I, короля Франции, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни. Картина стала частью королевской коллекции, и в течение столетий после этого портрет находился во французских дворцах, пока в результате революции королевская коллекция не была объявлена собственностью народа. После пребывания в спальне Наполеона Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже XIX века. С ростом покровительства Лувра росло и признание картины.
Личность натурщицы портрета вскоре стала более интригующей. Хотя многие ученые считают, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, никаких записей об этом не существует, и натурщица никогда не была окончательно идентифицирована. Таким образом, неизвестность личности придавала фигуре Моны Лизы любой шарм, который люди хотели в ней видеть.
В романтическую эпоху XIX века простая флорентийская домохозяйка, которая, возможно, была изображена на этой картине, превратилась в таинственную соблазнительницу. Французский писатель Теофил Готье описывали ее как «странное существо... ее взгляд сулил неведомые наслаждения», а другие твердили о ее коварных губах и чарующей улыбке. Английский писатель Уолтер Патер зашел так далеко, что назвал ее вампиром, который «много раз был мертв и узнал тайны могилы». Атмосфера тайны, которая окружила Мону Лизу в XIX веке, продолжает определять живопись и привлекать спекуляции.