Сегодня, наверное, нет такого человека в мире, который не слышал бы о картине Леонардо да Винчи. И все же, когда зрителям удается увидеть произведение искусства вблизи, они бывают сбиты с толку маленьким портретом обычной женщины. Она скромно одета в полупрозрачную вуаль, темные одежды и без всяких украшений. Много было сказано о ее улыбке и взгляде, но зрители все еще могут задаться вопросом, из-за чего весь сыр-бор. В чем же уникальность истории Моны Лизы?
Самая знаменитая картина в мире: как Мона Лиза стала такой популярной

Может быть дело в таинственной улыбке натурщицы Леонардо? Или в том, что картина установлена в Лувре?
История создания картины «Мона Лиза» — как да Винчи ее писал
Мы знаем Леонардо да Винчи, как мастера на все руки, гения и полимата. А такие уникальные личности, как правило, отличаются нестандартным характером. Современники отмечали, что Леонардо был странным (как минимум, он писал справа налево): многие считали его нелюдимым. Зато к живописи он относился, как к «высшему искусству и науке».
Картину «Мона Лиза» Леонардо начал в таком возрасте, в котором среднестатистический человек представляет великого гения. В 1503 году (по некоторым источникам — в 1504 году) он уже был старцем с бородой, однако именно на это время выпало начало создания известнейшего шедевра живописи.

Об истории создания Моны Лизы мы можем судить по жизнеописанию да Винчи от биографа Джорджо Вазари. Согласно этому источнику, легендарный шедевр родился из простого заказа: богатый торговец шелком Франческо дель Джокондо захотел, чтобы его беременную жену увековечили. Тогда Флоренция была сосредоточением искусства Ренессанса, и было престижно иметь дома портрет, написанный кем-либо из именитых художников. Вот и 24-летняя супруга торговца оказалась на полотне. Вернее, на деревянной доске из тополя. Именно это позволяет картине сохраняться без единого реставрирования вот уже больше 520 лет.
В процессе создания портрета Джоконды натурщицу развлекали музыканты и шуты, «удалявшие меланхолию». По крайней мере, так писал в биографии да Винчи вышеупомянутый Вазари. Многие исследователи склоняются к тому, что он приукрасил этот момент.
Чтобы нарисовать Джоконду, да Винчи пришлось потратить существенное количество времени. Он нанес 30 слоев краски! Как отмечают исследователи, для того, чтобы прорабатывать мельчайшие детали, вероятнее всего гений всех времен смотрел на картину через лупу.
У «Моны Лизы» есть еще одна особенность. Да Винчи придумал новую технику рисования — сфумато. С ее помощью он так необычно смешал свет и тень, что лицо Моны Лизы выглядит весьма правдоподобно и объемно.
Мону Лизу Леонардо да Винчи рисовал до самой своей смерти. Но до Франческо картина так и не дошла: Леонардо долго работал над Моной Лизой, но так и не закончил ее. Он считал, что труд не был достаточно хорош. В стремлении постоянно совершенствовать свои произведения Леонардо был вынужден оставить незаконченную Мону Лизу у себя до самой смерти.
До 2005 года были сомнения по поводу того, кто же изображен на картине. Было множество вариантов, среди них самый безумный — Мона Лиза и есть сам Леонардо, только в женском обличии. Но об этих теориях мы еще поговорим. А сначала давайте разберемся, что же так привлекло миллионы людей и десятки поколений к портрету не самой яркой женщины?

Почему Мона Лиза так знаменита?
Наряду с тайнами личности натурщицы и ее загадочного взгляда, причиной популярности работы является одна из ее многочисленных загадок. Хотя многие теории пытались точно определить конкретную причину такой известности этого произведения искусства, самые убедительные из них говорят о том, что нет единого объяснения. Слава Моны Лизы является результатом многих случайных обстоятельств в сочетании с присущей картине привлекательностью.
Нет сомнений, что «Мона Лиза» — очень хорошая картина. Она была высоко оценена еще тогда, когда над ней работал Леонардо. Писатель Джорджо Вазари позже превозносил способность Леонардо подражать природе. Действительно, «Мона Лиза» — очень реалистичный портрет. Скульптурное лицо женщины на картине показывает умелое обращение Леонардо со сфумато — художественной техникой, в которой используются тонкие градации света и тени для моделирования формы объекта.
И, хотя пристальный взгляд и сдержанная улыбка натурщицы не считались загадочными до XIX века, зрители сегодня могут оценить ее двусмысленное выражение. Многие ученые, однако, отмечают, что превосходного качества Моны Лизы было недостаточно само по себе, чтобы сделать картину такой знаменитой. В конце концов, есть много хороших картин. Внешние события также способствовали славе произведения искусства.
То, что домом картины является Лувр, один из самых посещаемых музеев мира, является случайным обстоятельством, которое сделало работу еще более знаменитой. Она прибыла в Лувр окольным путем, начиная с Франциска I, короля Франции, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни. Картина стала частью королевской коллекции, и в течение столетий после этого портрет находился во французских дворцах, пока в результате революции королевская коллекция не была объявлена собственностью народа. После пребывания в спальне Наполеона Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже XIX века. С ростом покровительства Лувра росло и признание картины.
Львиную долю славы картине принесла одна странная «пиар-акция». За два года в начале XX века на Мону Лизу посмотрел, пожалуй, только один страстный любитель живописи. Потому что легендарный портрет оказался «в отпуске» в сундуке Винченцо Перуджея. На суде этот работник Лувра указывал на высокие побуждения: он хотел вернуть картину на свою «историческую родину» в Италию. За такое извращенное, но искреннее патриотическое стремление он провел в заключении всего полгода вместо года. Правда, следователи так и не поняли, почему истинный итальянец тогда решил забрать деньги от продажи картины себе, а не пожертвовать их на благо родины. Впрочем, звание патриота у Винченцо отбирать не стоит: после освобождения из тюрьмы наступила Первая мировая война, и он отправился на службу в итальянскую армию.
Но и кражей приключения самой известной в мире картины не ограничились. Впоследствии вокруг Моны Лизы появилось столько мифов, которые по сей день кружат голову неадекватным вандалам, что, узнай об этом давно почившая Лиза Герардини, она бы, вероятно, задумалась бы о том, стоит ли становиться объектом вдохновения Леонардо да Винчи.
Все началось в 1956 году: нижнюю часть картины облили кислотой, а в конце этого же года в нее бросили камень. Тогда сотрудники Лувра установили пуленепробиваемое стекло перед Моной Лизой. Оно-то и защитило шедевр от баллончика с красной краской в 1974, глиняной чашки в 2007, торта-«инвалида» в 2022 и супа экоактивисток в 2024 году. Что-то в последнее время Джоконду частенько пытаются «накормить».

Кем была Мона Лиза: версии Джоконды
Личность натурщицы портрета вскоре стала более интригующей. Хотя многие ученые считают, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, никаких записей об этом не существует, и натурщица никогда не была окончательно идентифицирована. Таким образом, неизвестность личности придавала фигуре Моны Лизы любой шарм, который люди хотели в ней видеть.
В романтическую эпоху XIX века простая флорентийская домохозяйка, которая, возможно, была изображена на этой картине, превратилась в таинственную соблазнительницу. Французский писатель Теофил Готье описывал ее как «странное существо... ее взгляд сулил неведомые наслаждения», а другие твердили о ее коварных губах и чарующей улыбке. Английский писатель Уолтер Патер зашел так далеко, что назвал ее вампиром, который «много раз был мертв и узнал тайны могилы». Атмосфера тайны, которая окружила Мону Лизу в XIX веке, продолжает определять живопись и привлекать спекуляции.
Катерина Сфорца
Во времена Возрождения в Италии правила династия Сфорца. И Катерина считается одной из последних ее представителей. Немецкая ежедневная газета Bild Zeitung опубликовала коллаж из двух портретов, на котором заметно их поразительное сходство. К сожалению, в исследовании из самых обоснованных причин есть только указания на сходства черт лица. Историческими документами эта версия не подкреплена.

Чечилия Галлерани
Среди известных работ Леонардо да Винчи мы знаем не только Мону Лизу. Не такой бешеной популярностью пользуется Чечилия Галлерани, изображенная примерно в 1490 году на картине под названием «Дама с горностаем». Это одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, и она познакомилась с да Винчи, когда он работал в Милане. Согласно сохранившимся письмам, у Леонардо были особенные чувства к этой женщине. Ставши его музой, Чечилия оказалась запечатлена на картине. Возможно, не на одной. А что, мягкие черты лица Моны Лизы напоминают ту, с которой когда-то величайший гений всех времен и народов был на «ты»!

Изабелла Арагонская
Существует еще одна версия, кто такая Мона Лиза на самом деле. И она тоже, как и предыдущая, связана с любовными приключениями Леонардо (несмотря на то, что многие психологические портреты художника указывают на его нелюдимость). Некоторые считают, что да Винчи был в браке с герцогиней Миланской, но при этом оставался в своем социальном статусе. И, опираясь на это предположение, выдвигают теорию о вдохновительнице. Сложно судить, ведь единственное подлинное изображение неаполитанской принцессы мы можем увидеть только на медальоне.

Сам Леонардо да Винчи
Да, существует теория, что никакой роковой женщины в жизни Леонардо не существовало, а он просто решил немного феминизировать себя самого в автопортрете. Вот вам и объяснение загадочной ухмылочки картин. Впрочем, это только догадки и волшебство фотошопа.

Ученик Леонардо да Винчи
Имя «Салаи» с итальянского переводится, как «чертенок». В жизни ему были присущи недобрые черты: он постоянно крал. Причем не чурался воровать и у того, кто его кормил: сам Леонардо, воспитывавший Салаи с 10-летнего возраста под своим «крылом», писал в своем дневнике: «Я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен». Тем не менее, великий художник был поистине очарован кудрявым мальчиком, стремившимся научиться рисовать. Существует предположение, что черты Моны Лизы да Винчи срисовывал именно с натуры Салаи.

Никто конкретный
В поисках истинной модели Леонардо исследователи сбились с толку: до поры до времени не было хоть какого-нибудь исчерпывающего доказательства, кто бы мог являться музой для написания картины Мона Лиза. Тогда возникла теория, что да Винчи попросту хотел написать портрет идеальной женщины: ведь слово «Мона» можно истолковать как краткое от «Мадонна». А раз уж таковых не существует, то и конкретной натурщицы у него не было, а опирался известный творец скорее на слияние нескольких образов в своей голове.
Также ученые выдвигали другие версии. Мнения были разными, и кто-то считал, что Мона Лиза на самом деле:
- герцогиня Костанца д´Авалос;
- Пачифика Брандано;
- Изабела Галанда;
- мать Леонардо да Винчи.

Загадки Моны Лизы
Спустя более половины тысячелетия эта картина до сих пор не отпускает любителей искусства. Сменились культурные эпохи, в мир пришли и ушли многие талантливые художники, а Мона Лиза все еще висит в Лувре за пуленепробиваемым стеклом и хитро улыбается, притягивая к себе толпы туристов ежедневно.
Композиция картины
Искусствоведы обращают внимание, что Джоконда «превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник». Это добавляет образу завершенности. Естественные пропорции лица позволяют художникам использовать Мону Лизу как эталон. Метод «золотого сечения» позволял Леонардо да Винчи создать приятный эффект живости картины. Не зря Мона Лиза не сидит в анфас, а немного повернута влево. Завершают композицию спокойно сложенные руки Джоконды. Вокруг них, кстати, тоже существуют мифы.
Руки Моны Лизы
Во времена да Винчи считалось, что сложенные руки символизируют верность их обладательницы. Да и вообще, ухоженные беленькие кисти указывают на то, что их хозяйке чужд ручной труд. Также, если верить источнику, Мона Лиза на момент написания картины была беременна, а потому руки могут покоиться и на округлом животе, а не только на подлокотнике.
Улыбка Моны Лизы
Мало равнодушных людей, не считающих легкую ухмылку Джоконды нетривиальной. Кто-то видит в обладательнице ладно сложенных губ «сфинкса красоты» и богоподобное существо. Некоторые же, напротив, боятся этой улыбки и считают, что она принадлежит дьяволу. Как писал Зигмунд Фрейд, Леонардо удалось передать «обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Кроме того, многие отмечают, что улыбка Джоконды якобы меняется, если посмотреть на нее под разными углами. Этот оптический эффект достигается благодаря технике сфумато.

Мона Лиза следит за нами
Эта загадка портрета Джоконды тоже связана с оптической иллюзией: если менять угол обзора, то взгляд Моны Лизы все еще будет направлен на вас. Некоторые отмечают, что женщина на картине смотрит вовсе не на зрителя, а куда-то сквозь него. Впрочем, многое зависит от восприятия. Возможно, вы ничего и не почувствуете, оказавшись в Лувре в толпе людей и увидев эту достаточно маленькую картину (напомним, ее размер — 77 х 53 см).
Брови и ресницы Джоконды
Современной среднестатистической женщине не понять, почему высокий лоб и отсутствие ресниц — это красиво? А во времена Высокого Ренессанса женщины не ходили на наращивание, а напротив, сбривали брови и ресницы, обращая внимание на благородность происхождения. Именно поэтому у Джоконды нет бровей. Тем не менее, не самый достоверный биограф Вазари при описании Моны Лизы указывал: «Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью». Подобные несостыковки сбивают с толку искусствоведов по сей день.
Пейзаж позади Моны Лизы
Много внимания уделено личности на портрете, но не столько смотрят на задний план. Эта туманная местность (без которой, кстати, картина выглядела бы куда дешевле) не является конкретным местом. Однако оно явно воодушевляет: скалы и реки, будто из сказки, добавляют образу возвышенности. Но некоторые исследователи обращают особое внимание на мост, находящийся слева от Джоконды. Есть предположения, что у этого места есть реальный прототип: мост Понте Гоббо на севере Италии.

Спрятанные цифры и буквы
Поклонники нумерологии особенно ценят эту находку: предводитель исследования Сильвано Винсетти отмечал, что увидеть числа на картине можно только с помощью увеличения, невооруженным глазом (особенно с расстояния 4,5 метров) рассмотреть их невозможно. Согласно исследованию, на вышеупомянутом мосту спрятано число 72, а в левом зрачке Моны Лизы спрятаны инициалы художника — LV. Ученые подтверждают, что символы не добавлены позже, а появились во времена, когда да Винчи работал над картиной. Сумел же гений Леонардо заинтриговать человечество на несколько сотен лет!
