Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины
Музыкальность повседневности
Многие видели в интернете ролики, в которых красивую мелодию исполняет «ансамбль» повседневных предметов: посуда, металл, газонокосилка. Это яркий пример работы саунд-дизайнеров — специалистов, которые создают и управляют звукошумовыми эффектами для кино, рекламы, компьютерных игр и постпродакшена других видов цифрового искусства.
Сегодня к саунд-дизайну начинают все чаще обращаться с самой неожиданной стороны: спрос на поимку своего уникального звучания появился у общественных пространств, гостиниц, университетов и даже производств. Всё, что издает звук — это сонорные объекты, а значит, они могут стать предметом исследования саунд-дизайнеров. Например, парк — это целая экосистема разных звуков: поющих птиц, бегущего ручья, тлеющего костра и играющих в волейбол людей. В дальнейшем пойманные звуки используются для видеороликов, оформления сайтов и социальных сетей, как дополнительный крючок для привлечения аудитории и способ выделиться среди конкурентов.
Вооружившись рекордером и ветрозащитой, записать интересные звуки дома, на прогулке или в офисе сможет каждый. Немного практики, и уже через короткое время человек сможет собрать собственную библиотеку звуков. И даже начать на этом зарабатывать, продавая звуковые дорожки на стоках.
Но перед профессиональными саунд-дизайнерами встают и более сложные задачи, например, записывать звуки по заказам промышленных предприятий. Красоту производств впервые заметили в XIX веке. Авангардный итальянский композитор Луиджи Руссоло создал новаторский манифест «Искусство шумов», связав музыкальную эволюцию с техническим подъемом и ростом числа машин. Исследователь пришел к выводу, что человеческое акустическое восприятие тоже развивается. Если в древности люди слушали мелодии ручья, то сегодня звук становится жестче, экспериментальнее. А наше восприятие терпимее и изощреннее. Границы красивого и приятного слуху раздвигаются. Сегодня в нелегком деле производственного саунд-дизайна впереди планеты всей японцы. Они снимают впечатляющие видеоролики о своих технологических производствах и снабжают их реальными записями звуков работающих машин.
Ну а мы подумали, что и российским производствам будет чем похвастаться. Наши заводы — уже давно не пережиток советского прошлого, а современные производства с новейшим оборудованием. Саунд-дизайн и стильная картинка могут помочь российским промышленникам развеять этот миф. Так появился проект «Индустриальная эстетика». А его первой аудиовизуальной работой стал ролик для Загорского трубного завода, расположенного в Московской области. Где производятся более 750 тысяч тонн труб большого диаметра в год.
Как записать чистый звук машины в шумном месте?
Любой завод, как и другой промышленный объект — достаточно сложная площадка для записи. Много процессов происходит параллельно в одном пространстве. С первого дубля тяжело записать конкретный нужный звук. Мы проделали внушительную подготовительную работу: приезжали на завод, изучали лучшие и технически доступные места для записи. Продумали необходимое оснащение.
- Арендовали проектор и профессиональные кинорекодеры, которые используются в индустрии и снимают не все вокруг, а конкретные точки, на которые они направлены. Выбрали мобильные рекордеры с внешним питанием.
- Работали в закрытых наушниках, чтобы поймать звук выбранного станка.
- Использовали узконаправленные конденсаторные пушки-микрофоны, чтобы максимально отсечь посторонние звуки от нужных. Они были оснащены цепелинами, ветрозащитой, пятиметровыми удочками, коммутацией.
Мы сделали сэмпл-паки в максимальном качестве — 32 бита 96 кгц — для исключения возможных перегрузок, чтобы можно было записывать любой уровень громкости с запасом для удобства на этапе пост-продакшена. Звук не испортился во время обработки на студии и получимся «живым». Если бы мы попытались сделать запись со стандартными рекордерами — мы бы записали звуки всего завода.
Во время записи важно найти звук, который «отзывается» у тебя как у аудиохудожника, саунд-дизайнера. Это как инсайт. Звук сразу можно представить в будущем ролике. Можно записывать нестандартные щелчки, механические процессы, чтобы позже их переосмыслить и использовать в качестве аудиоконтента.
Нужна ли специальная подготовка и по силам ли такая работа новичкам?
Начинающие звукорежиссеры, саунд-дизайнеры хорошо справляются с записью аудиороликов. В качестве дополнительных рук мы привлекли студентов профессии «Sound designer» образовательной платформы Skillbox. Они сопровождали нас в охоте за звуками на заводе. Вместе мы собрали обширную библиотеку звуков, с которой работали при монтаже видеоролика.
Лайфхаки от охотников за звуками машин
Визуальная сторона вопроса
На заводе не только шумно, но еще и плохое освещение. Поэтому при видеосъемке возникли свои трудности.
На вопросы отвечают Василий Бивойс и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа Svoboda Zvuka, проекта «Индустриальная эстетика» и спикеры профессии «Sound designer» в Skillbox.