Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины

Кто такие саунд-дизайнеры и что такое сонорные объекты? Почему промышленные производства объявили охоту на звуки? Какое оборудование понадобится для аудиозаписи на заводе? И какие программы использовать для обработки звуков?
Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины

На вопросы отвечают Василий Бивойс и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа Svoboda Zvuka, проекта «Индустриальная эстетика» и спикеры профессии «Sound designer» в Skillbox.

Музыкальность повседневности

Многие видели в интернете ролики, в которых красивую мелодию исполняет «ансамбль» повседневных предметов: посуда, металл, газонокосилка. Это яркий пример работы саунд-дизайнеров — специалистов, которые создают и управляют звукошумовыми эффектами для кино, рекламы, компьютерных игр и постпродакшена других видов цифрового искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня к саунд-дизайну начинают все чаще обращаться с самой неожиданной стороны: спрос на поимку своего уникального звучания появился у общественных пространств, гостиниц, университетов и даже производств. Всё, что издает звук — это сонорные объекты, а значит, они могут стать предметом исследования саунд-дизайнеров. Например, парк — это целая экосистема разных звуков: поющих птиц, бегущего ручья, тлеющего костра и играющих в волейбол людей. В дальнейшем пойманные звуки используются для видеороликов, оформления сайтов и социальных сетей, как дополнительный крючок для привлечения аудитории и способ выделиться среди конкурентов.

Вооружившись рекордером и ветрозащитой, записать интересные звуки дома, на прогулке или в офисе сможет каждый. Немного практики, и уже через короткое время человек сможет собрать собственную библиотеку звуков. И даже начать на этом зарабатывать, продавая звуковые дорожки на стоках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но перед профессиональными саунд-дизайнерами встают и более сложные задачи, например, записывать звуки по заказам промышленных предприятий. Красоту производств впервые заметили в XIX веке. Авангардный итальянский композитор Луиджи Руссоло создал новаторский манифест «Искусство шумов», связав музыкальную эволюцию с техническим подъемом и ростом числа машин. Исследователь пришел к выводу, что человеческое акустическое восприятие тоже развивается. Если в древности люди слушали мелодии ручья, то сегодня звук становится жестче, экспериментальнее. А наше восприятие терпимее и изощреннее. Границы красивого и приятного слуху раздвигаются. Сегодня в нелегком деле производственного саунд-дизайна впереди планеты всей японцы. Они снимают впечатляющие видеоролики о своих технологических производствах и снабжают их реальными записями звуков работающих машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну а мы подумали, что и российским производствам будет чем похвастаться. Наши заводы — уже давно не пережиток советского прошлого, а современные производства с новейшим оборудованием. Саунд-дизайн и стильная картинка могут помочь российским промышленникам развеять этот миф. Так появился проект «Индустриальная эстетика». А его первой аудиовизуальной работой стал ролик для Загорского трубного завода, расположенного в Московской области. Где производятся более 750 тысяч тонн труб большого диаметра в год.

Нажми и смотри

Как записать чистый звук машины в шумном месте?

Любой завод, как и другой промышленный объект — достаточно сложная площадка для записи. Много процессов происходит параллельно в одном пространстве. С первого дубля тяжело записать конкретный нужный звук. Мы проделали внушительную подготовительную работу: приезжали на завод, изучали лучшие и технически доступные места для записи. Продумали необходимое оснащение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Арендовали проектор и профессиональные кинорекодеры, которые используются в индустрии и снимают не все вокруг, а конкретные точки, на которые они направлены. Выбрали мобильные рекордеры с внешним питанием.
  • Работали в закрытых наушниках, чтобы поймать звук выбранного станка.
  • Использовали узконаправленные конденсаторные пушки-микрофоны, чтобы максимально отсечь посторонние звуки от нужных. Они были оснащены цепелинами, ветрозащитой, пятиметровыми удочками, коммутацией.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы сделали сэмпл-паки в максимальном качестве — 32 бита 96 кгц — для исключения возможных перегрузок, чтобы можно было записывать любой уровень громкости с запасом для удобства на этапе пост-продакшена. Звук не испортился во время обработки на студии и получимся «живым». Если бы мы попытались сделать запись со стандартными рекордерами — мы бы записали звуки всего завода.

Во время записи важно найти звук, который «отзывается» у тебя как у аудиохудожника, саунд-дизайнера. Это как инсайт. Звук сразу можно представить в будущем ролике. Можно записывать нестандартные щелчки, механические процессы, чтобы позже их переосмыслить и использовать в качестве аудиоконтента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужна ли специальная подготовка и по силам ли такая работа новичкам?

Начинающие звукорежиссеры, саунд-дизайнеры хорошо справляются с записью аудиороликов. В качестве дополнительных рук мы привлекли студентов профессии «Sound designer» образовательной платформы Skillbox. Они сопровождали нас в охоте за звуками на заводе. Вместе мы собрали обширную библиотеку звуков, с которой работали при монтаже видеоролика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лайфхаки от охотников за звуками машин

Александра Калинина, студентка профессии Skillbox «Sound designer»

«Идеально чистый звук записать не получится. Основная задача во время записи — сделать так, чтобы нужный звук максимально выделялся на фоне остальных. Для этого нужно подобраться к нему как можно ближе, учитывая направленность выбранного вами микрофона. 

Не стоит использовать все микрофоны или сильно разведенные стереопары. Во время записи важно постоянно мониторить записываемое на хороших наушниках, чтобы успеть изменить позицию, а потом на этапе разбора материала выбрать лучшие моменты. 

Есть много софта для чистки аудио, мне удобен Izotope RX 9. В нем много разных инструментов, позволяющих локализовать полезную часть записи и отрезать все лишнее. Может пригодиться Soothe2 от Oeksound, который поможет в борьбе с неприятным, режущими слух частотами».

 

Андрей Распутин, студент профессии Skillbox «Sound designer»

«Запись в условиях функционирующего завода осложняется помимо окружающего высокого уровня шума еще и невозможностью из-за техники безопасности попасть именно в то место, откуда будут лучшие условия для записи. 

Лучше писать на максимально возможном уровне качества рекордера. Это поможет в дальнейшей работе с материалом. Следить за сигналом записи и входящим уровнем нужно всегда. Позаботьтесь о наушниках с хорошей звукоизоляцией закрытого типа, в противном случае окружающий звук будет проникать. Понять, что именно пишется в данный момент будет сложно. Перед записью очень помогает делать звуковые метки голосом, чтобы понимать, какой именно звук вы записываете. 

Понадобится много терпения. Иногда нужный звук приходилось долго ждать, а иногда он мог просто случайно появиться из ниоткуда и больше не повториться. 

Во время обработки важно понимать, для чего будет использоваться этот звук. На его основе будет создаваться ритм-секция или многослойный эффект или вообще пресет для создания главной мелодии. Работа с записанным звуком помогает скрыть недостатки пространственной обработки. Аккуратнее всего нужно работать с оборудованием и программами для очистки звука. Они сильно меняют звук и его характер. Иногда лучше лишний шум замаскировать, чем старательно вычищать его, изменив звук до неузнаваемости».

 

Визуальная сторона вопроса

На заводе не только шумно, но еще и плохое освещение. Поэтому при видеосъемке возникли свои трудности.

Антон Дунаев, оператор

«На заводе недостаточно света. Чтобы снять какие-то элементы, необходима светочувствительная оптика и камера, которая хорошо "видит" в темноте. У нас была как раз такая аппаратура. Для детализированной съемки механизмов станка, которые недоступны из-за ограждения, необходимо искать разные углы. Залезать на железные помосты, снимать снизу, с разных сторон. Приходилось стоять и ждать, пока сработает нужная деталь. Съемки получились очень долгими и энергозатратными и заняли три дня».