Умные алгоритмы онлайн-кинотеатров: как искусственный интеллект диктует нам, что посмотреть этим вечером
Искусственный интеллект для платформы
Современные OTT сервисы используют ИИ во буквально всех частях работы. Технология применяется при подготовке контента, публикации, вещании, в системе рекомендаций, в работе с изображениями и звуком, и, забегая вперед, даже умеет генерировать постеры к фильмам и сериалам.
В первую очередь, искусственный интеллект используется при подготовке всех материалов для платформы. Технология позволяет определять корректность контента по уровню звука и качества картинки, и выносит «вердикт», готов ли материал к загрузке. Искусственный интеллект берет на себя работу по аналитике материала, автоматизирует и в разы ускоряет процесс подготовки контента для загрузки на платформу.
После проверки контента, начинается процесс загрузки вещания. Здесь искусственный интеллект вновь проверяет контент, улучшает качество картинки, и при необходимости может переводить, например, HD в 4K. Таким образом материал, изначально снятый не в таком большом разрешении, становится практически неотличим от качественной картинки 4K.
Искусственный интеллект для пользователей
Одна из важнейших «работ» искусственного интеллекта в онлайн-кинотеатре — система рекомендаций, благодаря которой пользователи получают персонализированную ленту с подборкой контента. Это ключевая особенность практически всех сервисов от социальных сетей до онлайн-магазинов, без которой привычные нам платформы невозможно представить. Именно благодаря рекомендательной системе и комплексе алгоритмов, которые предлагают каждому пользователю индивидуальные подборки, изменился способ потребления контента с линейного, к которому аудитория привыкла на телевидении и в традиционных каналах, на персонализированный. Индивидуальный подход и персонализированный пользовательский опыт создается благодаря технологиям ИИ — для каждого пользователя он подбирает контент, интересный конкретному зрителю.
Система рекомендаций становится все точнее и эффективнее с каждым использованием платформы. Ключевую роль в обучении ИИ играет не столько сам алгоритм, сколько количество и качество данных о пользователе. Именно на основе пользовательского опыта, информации о поведении зрителя, анализе просмотренного контента на разных площадках ИИ определяет наилучшие варианты для рекомендаций. Экосистемный подход, при котором у платформы в распоряжении большое количество абсолютно разных данных, выгодно отличает продукты крупных игроков от тех, у кого нет доступа к такому количеству информации о пользователях. Эту тенденцию легко проследить на опыте Netflix, который годами собирал данные и обучал искусственный интеллект, на опыте KION, где мы используем данные пользовательского опыта абонентов МТС, и на примере социальных сетей — система рекомендаций Instаgram* и Fаcebook* во многом построена на данных, собранных компанией Metа* на всех платформах.
Кроме вышеперечисленных очевидных и часто даже незаметных для пользователя технологий, искусственный интеллект возможно применять для любых интерактивных решений. Так, компания MTS AI обучила искусственный интеллект и алгоритмы компьютерного зрения генерировать постеры для фильмов и сериалов, размещенных на платформе KION. Искусственный интеллект оценивает контент эстетически — анализирует соблюдение правил композиции, отсутствие закрытых глаз и другие критерии, и стилистически — нейросети отбирают кадры, которые больше всего похожи на те, что обычно размещают на постерах. Это крупные планы актёров, а также значимые фрагменты, когда, например, герои берут в руки оружие и готовятся к бою.
В итоге нейросеть определяет несколько «претендентов» для попадания на постеры. Если раньше редакторам платформы приходилось самостоятельно отсматривать огромные объемы контента и выбирать нужный кадр, то сейчас они выбирают всего из нескольких подобранных системой вариантов.
Искусственный интеллект для коммерции
Искусственный интеллект помогает и в размещении рекламы. Технология анализирует контент, который монетизируется на платформе за счет рекламы, и помогает подбирать места для показа рекламных роликов. Искусственный интеллект оценивает видеоматериал по хронометражу, анализирует картинку, происходящее в кадре, определяет начало и конец сцен, чтобы предложить наиболее правильные точки для рекламных вставок. Технология помогает автоматизировать процесс и подбирает конкретные таймкоды фильма или сериала, в которые будет показана реклама так, чтобы в меньшей степени прерывать просмотр, а также делая показ рекламы наиболее выгодным для рекламодателя.
Что нас ждет в будущем?
Будущее онлайн-кинотеатров напрямую связано с теми технологиями, которые применяются уже сейчас. Например, уже в самом ближайшем будущем зрители смогут взаимодействовать не только с актерами в кадре, которых распознает ИИ, но и с конкретными вещами. Технология научится распознавать предметы в сцене, искать похожие товары в сети, а зритель получит возможность покупать их прямо онлайн — над этим уже работают большинство OTT-сервисов. Это не только откроет большие возможности для коммерции, повысит эффективность продакт-плейсмента в кино, но и в целом изменит медиапотребление. Все движется к синергии, и вполне возможно, что смотрение контента неразрывно будет связано с опытом онлайн-шоппинга и создаст новый вид энтертейнмента.
Со временем платформы настолько обучатся, что смогут без лишних итераций предлагать пользователю именно тот контент, о котором он только подумал. Уже сегодня многие сервисы имеют функцию «включить контент на свой выбор», а в ближайшем будущем платформы смогут прийти к тому, что все взаимодействие зрителя и сервиса будет построено на одной кнопке — «покажи мне контент».
Уже сейчас существуют роботы-ведущие — новости способны создавать и рассказывать не реальные люди, а запрограммированные аватары. Контент тоже все больше снимается с помощью технологий CG, которые уже практически не требуют участия актеров. Нет гарантий, что спустя 10 лет контент в привычном виде вообще будет существовать. Новое поколение все больше предпочитает не линейный контент, а мета-миры, игровые вселенные и сюжеты, которые предполагают полную интерактивность.
Такой сценарий развития предполагает максимальное использование искусственного интеллекта, ведь именно AI технологии создают интерактивность, поведение актеров и аватаров и выстраивают коммуникацию между ними.
*Instagrаm и Fаcebook запрещены в России, так как принадлежат компании Metа, признанной экстремистской организацией.
Распознавание актеров в кадре и голосовой ввод на платформе тоже работают на основе искусственного интеллекта. Пользователь проговаривает название фильма или сериала, который хочет посмотреть, и именно искусственный интеллект распознает речь и представляет ее в виде текста.