Огненные улитки Джона Сарриугарте

Уже 23 года в солончаковой пустыне Блэк-Рок на северо-западе штата Невада проходит ежегодный фестиваль современного искусства Burning Man. Он собирает более пятидесяти тысяч человек – художников, скульпторов, музыкантов, хиппи, неформалов всех мастей. И где-то среди этой толпы разъезжает на своей огненной улитке Джон Сарриугарте.
Огненные улитки Джона Сарриугарте

Одно из правил фестиваля Burning Man — запрет на передвижение внутри лагеря на автомобиле, что при огромных размерах поселения создает определенные проблемы. Основной транспорт там — велосипед. На собственной машине приехать, конечно, можно, но ее нужно запарковать и заглушить в день приезда, разбить лагерь, полностью покрывающий транспортное средство, чтобы никто на него не натыкался, и завести снова только в день отъезда. Это очень хорошее правило — благодаря ему на фестивале чистый воздух. К слову, другая защита от запахов — полный запрет на продажу еды в рамках Burning Man: абсолютно все нужно заранее привезти с собой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По территории лагеря можно свободно ездить на одном-единственном виде транспорта — арт-карах, то есть автомобилях или мотоциклах, представляющих собой произведения искусства, сделанные специально для фестиваля. То есть просто расписанный под хохлому байк не годится: арт-кар должен быть построен его владельцем для Burning Man и заранее зарегистрирован у организаторов. Это исключение породило целое направление искусства, очень популярное на фестивале. Многие делают арт-кары, не столько чтобы показать свои художественные способности, сколько для того, чтобы легально ездить по фестивалю. Но кузнец и скульптор Джон Сарриугарте не таков. Его работы в первую очередь — искусство. Они смешные, интересные, смелые и абсолютно гармоничны в рамках концепции фестиваля. На фоне солончаковых озер они выглядят блестяще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Огнедышащие улитки

В начале 2010 года мы писали об американце Марке Полайне и его арт-группе Survival Research Laboratories. Полайн и компания занимаются организацией механизированных фаер-шоу — среди их разработок сражающиеся и огнедышащие роботы, вестники техногенного апокалипсиса. Работы Сарриугарте показались чем-то похожими на машины SRL — и неспроста. Они действительно сотрудничают, работают как параллельно в одном направлении, так и совместно над рядом общих проектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все-таки машины Сарриугарте как-то... нежнее. Огонь в них выступает не средством уничтожения, не угрожающим орудием, несущим разрушение, а материалом для создания произведений искусства.

Самое известное и растиражированное произведение Джона — это как раз арт-карт, машина-улитка The Golden Mean («Золотое сечение»), построенная на базе «Фольксвагена-Жука» 1966 года выпуска к фестивалю Burning Man 2008-го. Концепцию придумала жена Джона — Кирстен Мэйт. Однажды утром, по ее собственным словам, она проснулась и сказала: «мы должны построить гигантскую улитку». А Джон ответил: «почему бы и нет?»

Надо сказать, что основная работа Джона — это заказная кованая мебель, а также красивые индивидуальные камины и огненные скульптуры для парков или дворов. Но идея построить автомобиль-улитку полностью его захватила. Они с женой разработали конструкцию, купили старого «Жука» и переделали его. Впоследствии Джон объяснял свою логику: представьте себе параллельный мир, говорил он, в котором автомобилестроение взяло за природный образец формы, присущие насекомым или брюхоногим. В таком случае автомобиль-улитка совершенно логичен! Само изготовление кузова стало отличной рекламой для Джона-кузнеца — он филигранно рассчитал и выполнил весьма непростые детали, потребовавшиеся для сборки «Золотого сечения». Медь и сталь придали улитке несколько викторианский, стимпанковый вид, а для полноты картины Сарриугарте оснастил антенны-щупальца двумя огнеметами — в ответственные моменты автомобиль извергает огненные факелы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И главное, что на The Golden Mean можно совершенно беспрепятственно ездить по огромной территории фестиваля Burning Man. То есть совместить приятное с полезным удалось на славу.

И другие животные

Огнедышащая улитка стала самым известным, но далеко не единственным проектом Сарриугарте. Еще раньше Джон построил для фестиваля автомобиль SS Alpha Fox — нечто вроде огнедышащей тележки для гольфа. А в 2009 году он завершил и третью машину, точнее, мотоцикл. Точнее... гм, трилобита.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причем базой для этого странного транспортного средства стало не автомобильное шасси, а инвалидное кресло с электроприводом. Устройство, получившее название Sarriugarteis trilobite, представляет собой гигантскую механическую копию вполне реально существовавшего трилобита вида Odontochile branisi. Жили такие трилобиты примерно 400 миллионов лет назад, в первой половине девонского периода, и гигантскими размерами не отличались — длина их достигала едва ли десяти сантиметров. Зато в форме трилобита художник заметил интересную штуку — благодаря своеобразному изгибу панциря он весьма удобен для езды верхом и даже немного напоминает мотоцикл хай-класса. Подобное наблюдение не могло не превратиться в умелых руках во что-то материальное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Люди, которые видят трилобита на фестивале Burning Man, обычно просят пульт управления — попробовать. Практически все думают, что это радиоуправляемая игрушка, пусть и достаточно большая. В ответ Джон или его супруга просто садятся на свой оригинальный «мотоцикл» и едут вперед. Управление — проще некуда: стандартный рычажок от коляски просто вынесен на лоб железного зверя, между ног у водителя, а скорость у «членистоногого» всего одна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, к фестивалю 2012 года Сарриугарте построил целых два транспортных средства, правда, в рамках одного арт-проекта The Serpent Twins («Змеи-близнецы»). Одного змея зовут Ермунгандом в честь гигантского морского монстра, сына Локи из скандинавской мифологии, а второго — Джулунггул в честь змееподобной богини радуги из легенд австралийских аборигенов. Каждая змея состоит из филигранно выполненной металлической головы (там же находится силовой агрегат), девяти сегментов тела и хвостовой части. Днем кажется, что сегменты — это просто красиво оформленные бочки, но ночью они начинают светиться разными красками и выглядят совершенно необыкновенно. Причем тут сразу становится понятна разница между темным Ермунгандом и светлой радужной богиней: она сверкает всеми цветами радуги, а он плюется огнем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник говорит, что ему было крайне интересно сделать близнецов из столь разных по характеру и мифологическому происхождению змей. Джон может прочесть целую лекцию на тему социальной и мифопоэтической подоплеки своего проекта. Но даже без нее длиннющие механические змеи, способные светиться ночью, — это оригинально и интересно. А к недавно прошедшему фестивалю Burning Man 2013 Сарриугарте оборудовал обеих змей солнечными батареями, приведя их к концепции «эко-френдли».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие проекты

Большинство скульпторов — это люди, творящие искусство, способное «работать» в отрыве от своего создателя. Все-таки скульптура — статическая или кинетическая — не требует обязательного присутствия автора, особенно при демонстрации ее на выставке. То ли дело искусство пения или танца — тут без исполнителя никак не обойтись!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни удивительно, но Джон, помимо скульптуры, имеет еще одно увлечение, которому отдается со всей страстью. Это театр. Мы неоднократно писали о художниках, которые создают декорации для различных постановок. Но Сарриугарте не просто сделал всю техническую часть — он завел свой собственный передвижной театр под названием The Traveling Wonders of the Boiler Bar («Передвижные чудеса парового бара»). В рамках представлений труппы выставляются все удивительные машины Сарриугарте — и трилобит, и улитка, и прочие, устанавливается сцена, шатры развлечений, выделяется специальная зона для фаер-шоу... В общем, Boiler Bar может в различных конфигурациях выступать на самых разных выставках и фестивалях. В его программу входят восточные танцы на сцене, чудеса с трансформаторами Теслы, игры с огнем, покатушки на арт-карах — то есть все элементы полноценного шоу. Нередко для расширения пространства игры компания Джона объединяется с другими перформерами, например с теми же SRL, упоминавшимися в начале статьи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в свободное от творческих развлечений время Джон работает. Делает очень красивые кованые светильники и мебель, которая может украсить современный минималистичный интерьер и сделать честь любому средневековому замку. Интересное направление рабочей деятельности Джона — так называемые огненные сады, художественно выполненные стационарные факелы, горящие не столько тепло или ярко, сколько красиво.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мы работали над этим материалом, Джон как раз был на Burning Man. Мы не знаем, снискал ли он там успех и произвел ли фурор, потому что номер ушел в печать до окончания фестиваля. Но все предыдущие годы Сарриугарте был одной из звезд «Горящего человека», и мы уверены, что в этом плане ничего не изменится, пока существует фестиваль и пока на него ежегодно приезжает этот безумный кузнец.