Экспонат: сверхтяжелый вертолет В-12 (МИ-12)

«TechInsider» выбирает самые интересные экспонаты и подсказывает, где их можно увидеть.
Экспонат: сверхтяжелый вертолет В-12 (МИ-12)

Год постройки: 1967 Диаметр несущего винта: 35 м

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Максимальная взлетная масса: 105 т

Проектная масса груза: 20−25 т

Крейсерская скорость: 240 км/ч

Построено: 2 экземпляра

Где посмотреть:

Центральный музей Военно-воздушных сил — самый крупный в Европе. В ангарах и на открытой площадке собрана уникальная коллекция техники, представляющая историю авиации от зарождения до современности. 78 экспонатов музея получили сертификат памятников науки и техники. На летательных аппаратах, демонстрируемых в музее, установлено более 500 мировых авиационных рекордов.

Адрес: Московская область, Щелковский район, Монино, ул. Музейная, дом 1

В начале 1960-х перед сотрудниками ОКБ М.Л. Миля была поставлена задача создать вертолет, способный транспортировать более 80 видов боевой техники массой до 25 т — средства ПВО, самоходную технику, танки, крылатые и баллистические ракеты, в том числе УР-500, «предшественницу» ракеты-носителя «Протон».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В ходе летных испытаний 6 августа 1969 года был установлен мировой рекорд, не перекрытый до сих пор: В-12 поднял груз 40,2 т на высоту 2250 м. Всего на В-12 было установлено семь мировых рекордов.

После рассмотрения нескольких вариантов (двухвинтовая продольная схема с крылом и без, одновинтовые модели с разным количеством двигателей) конструкторы решили разместить две винтомоторные установки, в каждой по два двигателя, по поперечной схеме. Для этого требовалось спроектировать легкую и жесткую конструкцию, способную нести тяжелые гондолы на концах консолей. Результатом тщательных расчетов стал уникальный аппарат с «крылом обратного сужения».

В 1966 году началась сборка первого летного экземпляра, который прошел тщательные испытания. Надежность конструкции была неоспоримо подтверждена, и 27 июня 1967 года В-12 совершил первый полет. В 1971 году советский гигант произвел фурор на выставке в Ле-Бурже и был признан звездой салона. Но в серию уникальный вертолет так и не пошел. Главная задача, под которую он разрабатывался, — обеспечение мобильного базирования ракет стратегического назначения — потеряла свою актуальность, а для других грузов такой транспорт был слишком дорогим.