Как снимается фильм «Главный конструктор»
Пермская тайга оказалась вдруг рядом с элитной Барвихой по прихоти съемочной группы фильма «Главный конструктор», возможно, потому, что такой стройный сосновый лес, как в окрестностях дачного поселка, встретишь в Подмосковье далеко не везде. Да и для съемки место удобное. «Главный конструктор» — это второй фильм биографического киноцикла режиссера Юрия Кары о жизни Сергея Павловича Королёва — человека, чьи инициалы расшифровывали как «стартовая площадка». Март 1965 года. Первый в истории выход человека в открытый космос. И последнее великое свершение Королёва. Меньше чем через год великий конструктор умрет на операционном столе. А пока триумфаторы из корабля «Восход-2» — Павел Беляев и Алексей Леонов — возвращаются на Землю. Неполадки с автоматикой. Ручное управление включено поздно. Приземление в нерасчетной точке. Борьба за жизнь.
Все как было...
Борьбу за жизнь в пермской тайге сейчас будут играть современные молодые актеры. И пока исполняющий роль Леонова Федор Лавров позирует фотографам и телевизионщикам в белоснежном скафандре и шлеме с крупной надписью «СССР», Юрий Кара, а также главный оператор фильма Владимир Климов и художник-постановщик Юрий Устинов общаются в автобусе с журналистами.
Оказывается, инициаторами «королёвского цикла» стали ветераны космонавтики во главе с Алексеем Леоновым. В 2007-м у Королёва был столетний юбилей, и как раз к этому событию решили сделать первый фильм, посвященный «докосмическим» годам жизни конструктора. Теперь пришло время второй картины, которая расскажет о главных триумфах: первый спутник, Белка и Стрелка, Гагарин и, наконец, Леонов в открытом космосе.
Спрашиваю у Юрия Кары и его коллег, насколько важна для создателей фильма техническая и историческая достоверность происходящего на экране. Да, отвечает режиссер, историческую правду старались соблюсти по максимуму. Это фильм именно о Королёве, а не о собирательном Башкирцеве из «Укрощения огня» — знаменитого советского фильма с великой музыкой Андрея Петрова. Например, пришлось отказаться от съемок в ЦУПе. Это было бы зрелищно, но во времена Сергея Павловича ЦУПа не было, и главный конструктор руководил полетами из мрачного бункера.
...И о чем мечталось
Бюджет фильма создатели держат в тайне, но вряд ли потому, что он слишком велик: высокобюджетные байопики типа скорсезевского «Авиатора» нашему кино пока не под силу. Вместе с тем предусмотрено использование значительного количества компьютерной графики. По словам Владимира Климова, главная задача компьютерной графики в фильме — создание иллюзии реальности. «Сказку сделать легче всего», — говорит Климов и тут же замечает, что будут в фильме и фантастические видения: конструктор, строящий свою ракетную технику под колоссальным давлением военных, которых интересует прежде всего ядерный меч, грезит о межпланетных полетах и далеких космических мирах.
Фильмы Юрия Кары о Сергее Королёве выходят в противоречивое время. С одной стороны, сейчас об эпохе освоения космоса можно говорить откровенно, без свойственного советской эпохе пафоса, с историческими подробностями, о которых в эпоху «Укрощения огня» принято было молчать. С другой стороны, и столь массового интереса к космической тематике нет, как нет давно каких-то ярких прорывов в этой области.
Однако Юрий Кара считает, что история жизни героев космоса есть пример великого человеческого свершения на все времена, и потому сегодняшним поколениям обязательно нужно напоминать и о романтике космической эпохи и о ее, эпохи, главных творцах. Ради этого он снимает свои фильмы.