Движение — жизнь: Крис Фитч и его удивительные механизмы
«Глядя на мир, я вижу примеры моделей, действий и историй, прокладывающие связи сквозь время и пространство, — не без пафоса говорит Фитч о своем творческом подходе. — Изучая формы, существующие в живой природе, я нахожу решения для инженерных задач, предлагаемые самой эволюцией. Взирая на человечество, я поражаюсь тому, до какой степени одни и те же истории повторяются в рамках бесконечных поведенческих циклов».
Современные технологии предлагают художнику практически неограниченную палитру возможностей, причем речь идет как о сугубо технических средствах, так и об инструментах информационного поля. Крис Фитч старается использовать эти возможности по полной программе, смешивая и расширяя традиционные категории искусства. По его словам, именно это и делает работу современного скульптора такой захватывающей. Каждая его скульптура построена по своим правилам и использует свой набор выразительных средств. Художник чувствует себя абсолютно свободным при выборе материалов, тем и техники исполнения. Впрочем, свобода — это жизненное кредо Фитча, которое распространяется на самые разные сферы его деятельности. Он не привык ограничивать себя искусственными рамками и мыслить стереотипами, и это чувствуется во всем.
Движение — жизнь
Тем не менее в творчестве Фитча все же прослеживается ряд повторяющихся принципов, среди которых сам художник выделяет один: «Я стараюсь, чтобы все мои работы двигались». Действительно, именно кинетика лежит в основе его творческого подхода. Как и многое другое, он заимствует ее непосредственно у матери-природы. Иногда движение начинает превалировать над всем остальным, и тогда на задний план отходит даже первоначальная сюжетная задумка. В таких случаях Фитч старается добавить в свою скульптурную композицию больше ритмической сложности, тем самым делая ее ближе к таким художественным жанрам, как танец или музыка, нежели к изобразительному искусству в его изначальном значении.
Часто подобные абстракции являются непосредственным продолжением природных ритмов, таких как стук дождя или движение пузырьков воздуха, поднимающихся в толще воды. Чего стоит только его работа «Поле» (Field, 1994), передающая дрожание травинки на ветру. «Инженерное мастерство матери-природы», как называет это сам Фитч, никогда не оставляет его равнодушным, и он, тоже «инженер и танцор в душе», не в состоянии остановить свою руку в попытках повторить ее естественную хореографию, руководящую всем в этом мире — от раскрывающихся листьев папоротника до движений танца живота. При этом, по словам Фитча, он знает свое место. И, приступая к каждой новой работе, старается не забывать о скромности и чувстве юмора.
Вдохновение повсюду
Личность Криса Фитча и его жизненный опыт сами по себе интересны. Будущий скульптор появился на свет в американском городке Фарго (Северная Дакота) в 1966 году, но прожить там ему довелось недолго. Вскоре после рождения сына семья перебралась в Коннектикут, где занялась кукольным театром. Пока взрослые посвящали себя этому делу, юный Крис бродил по окрестным лесам, вбирая в себя ритмы живой природы, которые сегодня так хорошо ощущаются в его работах.
Окончив Йельский университет в 1988 году, Крис Фитч практически сразу удостоился престижной премии в сфере искусств Jonathan Edwards Arts Prize. Это положило начало широкому признанию, в скором времени достигшему международного уровня. Совсем недавно Фитч стал лауреатом премии Osaka Triennial в номинации «Леонардо да Винчи этого века», и сегодня его работы выставляются по всему миру.
Помимо наглядных примеров и вдохновения, которое он черпает в естественной природной среде, Фитч с ранних лет живо интересуется музыкой, танцами и машиностроением. Все это тоже находит непосредственное отражение в его кинетических скульптурах. Причем для самого художника всякий создаваемый им механизм — это не просто абстрактная инсталляция, а объект с глубоким философским подтекстом. В том, как простой поворот ручки или работа мотора превращаются в движение птичьего когтя или причудливую «хореографию» рыбы, подпрыгивающей на волнах в погоне за насекомым, Фитч видит нечто принципиально важное. По его мнению, это очень хорошо отражает состояние любого живого существа в рамках его жизненного пути. Цикличное движение, напоминающее вращение веретена, словно прядет свои истории или рождает сложные абстрактные ритмы.
Надо заметить, что о богатстве возможностей Фитч может судить с хорошим знанием дела. Помимо увлечения кинетическими скульптурами он успевает проявлять себя и во многих других областях. Так, существенное место в его творческом багаже занимают кукольная анимация и кукольный театр, дизайн учебно-методических инструментов в области науки и математического образования, научные музейные выставки и независимое изобретательство.
Скорпионы и акулы
Вообще, творческий путь Криса Фитча имеет сложную, запутанную траекторию — это скорее гигантская загогулина, нежели прямая линия, плавно восходящая вверх. Ему довелось проектировать автоматические производственные линии на фабрике игрушек, совместно с братом управлять агентством экстремальных развлечений, создавать такие удивительные объекты, как гигантская муха, пробивающая стену ночного клуба и кружащая по помещению со скоростью 25 миль в час, или акула, атакующая модный ресторан. Он занимался дизайном спортивных площадок и выходил на парижские улицы с инструментами, сделанными из местного мусора. Архитектурное моделирование, ландшафтный дизайн, проектирование фонтанов, разработка мебели и систем освещения для жилых помещений — опыт работы во всех этих сферах занимает значительное место в его резюме.
А еще Крис Фитч успел поучиться музыке, причем не где-нибудь, а в Западной Африке. Он заявляет о себе как о ценителе экспериментальной еды и, живо интересуясь всем необычным, пробует на вкус тарантулов и скорпионов, редких морских гадов и жареную саранчу. В погоне за солнечным затмением его заносит в перуанскую высокогорную пустыню, а в поисках редких орхидей — в джунгли Юго-Восточной Азии. Он путешествует по подземным рекам, экипированный одним лишь фонариком, и владеет горловым пением не хуже любого тувинца.
Фитч никогда не устает экспериментировать. Вдохновляющий пример его творческой реализации — ряд инсталляций в стиле Руба Голдберга. Все они построены на принципе цепной реакции, когда к выполнению простой операции приводит сложная последовательность действий, обусловленных одно другим. В числе последних проектов Криса Фитча — электронная скульптура, предназначенная для Музея изобретений Хартфордского научного центра. И кажется, даже провидению неизвестно, в каких еще областях творчества ему предстоит оставить свой след.