Позитивные скульптуры Ивана Песталоцци
В сущности, искусство не так уж часто оказывается по-настоящему жизнеутверждающим и еще реже — последовательно придерживается такой линии. С этой точки зрения постоянству швейцарца Ивана Песталоцци можно только позавидовать: вот уже более полувека он сознательно работает над тем, чтобы сделать окружающую реальность немного забавнее и милее — а значит, в конечном итоге и привлекательнее. При этом он не ставит перед собой каких-то глобальных целей, и его работы начисто лишены пафоса. Пожалуй, именно это придает им особое очарование. Радость жизни складывается из бесконечной череды мимолетных улыбок по самым, казалось бы, незначительным поводам, и работы Ивана Песталоцци занимают особое место в этом ряду.
«У человеческой природы есть две стороны — хорошая и неприятная, — замечает Песталоцци. — И я сделал целью своей жизни нейтрализацию ее негативных проявлений, столь широко распространенных в нашем мире, с помощью позитивной силы юмора и беспечной, ироничной игривости, свойственной моим работам. Я хочу, чтобы исходящий от них свет рассеял господствующую тьму — не только для того, чтобы сделать этот мир более сносным для самого себя, но и чтобы доставить удовольствие своим восприимчивым поклонникам». Такое творческое кредо само по себе не назовешь очень популярным. Но, пожалуй, самое удивительное в трудовой биографии скульптора — это ее продолжительность: Иван Песталоцци верен выбранному пути уже более 50 лет. И все эти годы он идет по нему с неиссякаемым энтузиазмом и поистине молодецким задором.
Радость созидания длиной в полвека
Иван Песталоцци, известный также как просто Лоцци, родился в маленьком швейцарском городке Гларусе в 1937 году. Его отец был швейцарцем, а мать — француженкой, так что мальчик рос в смешанной культурной среде. Когда пришла пора выбирать сферу деятельности, Песталоцци прошел обучение искусству мебельщика, но отнюдь не полученные при этом навыки стали определяющими в том, чему он в итоге посвятил всю свою жизнь. Расширять сферу познаний пришлось большей частью самостоятельно, на собственном опыте постигая многие важные принципы: «Школьного или профессионального образования, которое могло бы дать мне навыки, необходимые для моей дальнейшей работы, просто не существовало. Его не существует и по сей день». Первая выставка его работ состоялась в конце 1950-х, а 1964 годом датируется начало постоянной работы Ивана Песталоцци в статусе свободного скульптора.
Творчество Лоцци чрезвычайно разнообразно: он точно не из тех, кто раз и навсегда выбирает для себя узкое поле деятельности, один конкретный материал, стиль или форму и бесконечно экспериментирует в этих рамках, выдавая многочисленные вариации на заданную тему. Его материалы — это сталь и мягкие металлы, синтетический цемент, камни, пластик и, конечно, проволока. Его формы — это и гигантские стационарные скульптуры весом в несколько тон для установки на открытом пространстве, и небольшие экспонаты самых разных видов для размещения в интерьере, и совсем миниатюрные устройства. Его стиль — это остроумная идея, воплощенная в любом угодном автору виде. Впрочем, узнать творения Песталоцци нетрудно — по доброй улыбке, которую неизменно вызывает каждое из них.
Беззаботное искусство
Впечатление, которое производит на зрителей творчество Ивана Песталоцци, можно сравнить с эмоциями от старых черно-белых комедий — это немного старомодный, добрый смех и светлая, почти детская радость. Не случайно умение радоваться как ребенок вошло в творческий девиз скульптора. Так появляются всевозможные разноцветные флюгеры — сложносочиненные механизмы, приводимые в движение ветром, проволочный «Замок с привидениями» (Ghost Castle, 2003), по которому гуляют хрустальные шары, машина для мыльных пузырей (Soap Bubble Machine, 1980) или каменный планер (Stone Glider, 2005), призванный подарить надежду на полет простому булыжнику, который тысячи лет неподвижно пролежал в земле.
Работая над каждой своей скульптурой, Иван Песталоцци не перестает играть. Именно любовь к этому процессу регулярно подстрекает его брать за основу для своих работ существующие в языке устойчивые словосочетания и привычные нам понятия и по-новому их переосмыслять — обыгрывать. Так появились, например, «Оппортунист» (Opportunist, 2005) с головой-флюгером, «Летный инструктор» (Flight Instructor, 1994) — человек с накладными крыльями в компании птицы и «Любовные игры» (Amorous play, 1998) — фигура, жонглирующая буквами «L», «O», «V» и «E».
Но больше всего впечатляет «Машина времени» (The Time Machine, 1983). Сложная двенадцатиметровая конструкция расположена между двумя бассейнами с водой, в которых плавают 24 шара, символизирующие количество часов в сутках. Каждый час машина подхватывает один из них, заставляет проделать сложный путь по предназначенным для этого желобам, поднимает на самую высокую точку, после чего сбрасывает в другой бассейн. Это своеобразные часы: подсчитав количество шаров в одном из бассейнов, можно узнать время с точностью до часа.
При взгляде на многие работы Песталоцци понимаешь: миссию делать мир чуть радостнее и прибавлять людям поводов для улыбок можно считать выполненной на все сто. Квинтэссенцией этой идеи представляется скульптура «Декомпрессор депрессии» (Depression Decompressor, 1982). По словам Лоцци, он понимает, что депрессивные состояния сознания — это серьезное заболевание, преодолеть которое очень трудно. Его работа — это не насмешка над болезнью, а просто попытка отвлечь зрителя хотя бы на несколько мгновений, за которые луч света все же успеет проникнуть в темные уголки беспокойного разума. Нажатием кнопки 75-сантиметровая конструкция из проволоки и листового металла приводится в движение: звучит ободряющая мелодия, щебечет выпрыгивающая птичка, выпускаются мыльные пузыри, из трубы появляется красная роза, показания индикатора меняются с «Грусти» на «Веселье», и последним аккордом, как бы снимая напряжение, машина выпускает пар.
В 1998 году вышла книга Lozzi’s picture book, посвященная творчеству скульптора. В этот эффектный альбом вошло более двух сотен цветных и черно-белых фотографий, демонстрирующих работы Песталоцци, в сопровождении остроумных комментариев автора, а также множество его рисунков. В аннотации утверждается, что издание непременно заставит читателей «усмехаться, размышлять и изумляться». И в этом нет никакого лукавства, ибо все, что Иван Песталоцци создал за пятьдесят с лишним лет своей работы, безусловно, производит именно такой эффект. Даже скульптуры, с первого взгляда кажущиеся мрачными, таят в себе едва заметную нотку иронии, веселья — она искрится во взгляде Ивана Песталоцци и по его умелым рукам перетекает в камень, стекло и металл его работ.