Гравитрамы Шеба Леви
Американец Шеб Леви — один из тех, кто превратил это развлечение в искусство. Истины ради следует заметить, что, когда Шеб познакомился с кинетик-артом и, видимо, впервые задумался о том, на какие трюки способен катящийся с высоты шарик, — в те времена он еще не был американцем. Прежде чем осесть в Портленде, что в штате Орегон, герой статьи постранствовал по свету: родился в Болгарии в 1939 году, с десяти лет жил в Израиле, в 1967 году перебрался в США. А первую выставку кинетического искусства, на которой он увидел работы отцов-основателей жанра (в частности, Жана Тэнгли) и которая перевернула всю его жизнь, Шеб посетил в 1961 году в Париже.
«Гравитация» плюс «трамвай»
С некоторых пор мысли о влекомых земным притяжением, катящихся по сложным маршрутам и преодолевающих всевозможные препятствия шариках завладели воображением Шеба Леви. Устроившись работать в Орегонский музей науки и промышленности, все обеденные часы он посвящал практическому воплощению своих фантазий, мастеря конструкции из проволоки, по которым можно было «гонять» шарики от подшипников. Видимо, он делал это столь азартно и заразительно, что спустя время один из его коллег, Джордж Хонштейн, заинтересовался, что это у Шеба за штуковины. Шеб объяснил и, видимо, сделал это так хорошо, что вскоре они работали вдвоем.
Поначалу то, что делал Шеб Леви, не имело особой концепции — ему просто интересно было придумывать отдельные «трюки» с шариками: переключатели, трамплины, всякие хитроумные треки. Однако в один прекрасный день они с Джорджем изготовили механический спиральный подъемник, который затаскивал шарики на высоту, и тут возникла мысль объединить «трюки» и треки в некую последовательную структуру больших размеров.
Однако то, чем занимаются сотрудники, не укрылось от внимания директора музея. В один прекрасный день он нагрянул в обеденный перерыв и, застав Шеба и Джороджа за работой, поинтересовался: «Что это?» «Это гравитрам», — не растерялся Шеб Леви. Он уже давно вынашивал в голове название для собираемой ими конструкции, и вот теперь озвучил это слово. «Гравитрам» — «гравитация» плюс «трамвай». Под действием гравитации шарики стремятся к земле и катятся по проволочным желобкам, чем-то похожим на трамвайные рельсы. «И что он делает?» — не отставал босс. «Катает шары», — сказали Шеб и Джордж. «А ну, покажите!..»
Они показали, и, видимо, демонстрация еще незаконченного «Гравитрама» произвела на директора такое впечатление, что он, подумав, разрешил изобретателям заниматься своим детищем все рабочее время, а не только во время обеда. Все было оформлено как заказ для музея на изготовление оригинальной кинетической скульптуры. Действительно, впоследствии первый «Гравитрам» был выставлен в Орегонском музее — случилось это в сентябре 1973 года.
Шарики в «Гравитраме» запускались с трехметровой высоты и пролетали-прокатывались-проскакивали через невероятно запутанную систему треков, трамплинов и триггеров, закрепленных внутри короба на распорках, — и в конце концов соскальзывали в большую жестяную чашу, установленную в самом низу конструкции, откуда, покрутившись некоторое время, снова устремлялись к подъемнику.
Гравитрамов становится больше
Гравитрамы со второго по пятый Шеб Леви делал по образу первого: та же рама, стеклянный короб и подсветка, только система треков и активных элементов маршрута становилась раз от раза сложнее, пополняясь свежепридуманными «трюками». По габаритам эти кинетические скульптуры были чуть меньше — по 2,5 м от пола до верха конструкции: такова была высота потолка в подвале дома Шеба Леви, где он теперь работал по вечерам. Следующие гравитрамы после пятого уже не нумеровались, а назывались по городу, для которого строились, причем этим занимался уже не Шеб Леви с кем-нибудь из помощников, а созданная им в 1989 году фирма Levy Design, Inc. Однако прежде чем переходить к рассказу о собственном бизнесе Шеба Леви, следует отвлечься на его необычный проект — «Гравитек».
Последний был построен в 1984 году для Портлендской детской больницы. Особенность «Гравитека» в том, что он плоский, настенный (впрочем, если считать по двум измерениям, это одна из самых больших скульптур Шеба Леви, 5,5 м длиной, 2,5 — высотой). Одним из условий, поставленных перед конструктором, было создание бесшумного устройства — поэтому шары здесь большие, пластиковые, и после того как ребенок специальным рычажком поднимает их наверх и запускает, они катятся медленно и едва слышно. Единственный звучащий элемент «Гравитека» — музыкальные куранты, запускаемые ударом шара. К сожалению, эта скульптура не сохранилась до настоящего времени — она была демонтирована во время ремонта больницы.
Леви и его команда
В 1989 году в истории гравитрамов открылась новая страница: созданная Шебом Леви двумя годами ранее фирма Levy Exhibits была расширена до Levy Design, Inc., и теперь он трудился не один, а со штатом из 16 человек, перебравшись из подвала своего дома в просторную студию-мастерскую. И первый же гравитрам, который они построили (по заказу израильского Института имени Вейцмана в Реховоте), существенно отличался от предыдущих. Во-первых, он был значительно больше, 4х2,75х2,75 м: потолок в подвале уже не был препятствием. Во-вторых, скульптуру впервые не стали накрывать защитным стеклянным колпаком — вместо этого Шеб Леви предпочел саму конструкцию сделать максимально прочной. Существует фотография, где на гравитраме из Реховота сидят десять человек. Подобное инженерное решение было продиктовано тем, что эту скульптуру — единственную — предполагалось установить под открытым небом. Подобную же модель Levy Design изготовила и для Исследовательского центра в Джидде (Саудовская Аравия).
И снова в бой
В 2003 году компания Levy Design, Inc. прекратила деятельность: Шеб Леви, которому исполнилось уже 64 года, пожелал выйти на заслуженный отдых. И хотя Шеб Леви больше не конструирует кинетические скульптуры, его творческая активность теперь распределяется между другими интересами. Например, в последние годы он увлекся стереофотографией — некоторые гравитрамы на его сайте можно рассмотреть «в объеме».
Более того, в 2010 году Шеб (в компании с сыном Ариэлем) все-таки не смог удержаться и построил новый, четырнадцатый по счету, гравитрам — после многолетнего перерыва, специально для выставочного центра в Вичите (штат Канзас).