Нутро танка: бутафор
Специально для съемок нового фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» в «Кузовной мануфактуре Александра Бушуева» построили оригинальный кинематографический макет. Сам режиссер называет картину «фантастикой в реалиях Великой Отечественной»: советские танкисты сражаются в фильме против таинственного немецкого танка-призрака. Естественно, многие сцены происходят внутри боевой машины. Hужны и крупные планы, и демонстрация работы танкистов, причем снимать надо с различных ракурсов, обеспечивая должное освещение и пространство для оператора. Реальный танк не может стать хорошей съемочной площадкой — слишком он тесен и неудобен. Поэтому известный реставратор и макетчик Александр Бушуев получил заказ: изготовить полноразмерный макет внутреннего интерьера Т-34/85.
Немного статики
Снаружи макет напоминает танк весьма отдаленно — это просто ящик из металлических балок и листов, несущий на себе эмблему мануфактуры Бушуева. Cамое главное — внутри.
Интерьер Т-34 воссоздан по чертежам известного специалиста Виктора Мальгинова с точностью до миллиметра. Причем использованы как новосозданные детали, так и самые настоящие, от реальных «тридцатьчетверок». Отличить невозможно. Например, держатель для проводки, ведущей из корпуса в башню, — настоящий, исторический, а ящики со снарядами — искусственно состаренный новодел. Правда, непосредственно перед съемками над танком предстоит поработать бутафорам. С помощью специальных покрытий они придадут стальным листам измятый, выщербленный вид, как бывало на реальных боевых машинах.
Немецкие танки были высокотехнологичными машинами — вплоть до наличия в некоторых «Тиграх» кондиционера. Советская психология работала иначе. Т-34 был исключительно боевой машиной, а интерьер его иначе как аскетичным не назовешь. Минимум удобств, духота, теснота, и даже на сиденьях — никакого покрытия, танкисты подстилали телогрейки, чтобы обеспечить хоть какой-либо комфорт. Изготовлялись «тридцатьчетверки» с огромной скоростью и в огромных количествах, поэтому перекос брони справа и слева достигал порой нескольких сантиметров, а грубые сварные швы шли «лесенкой» — на макете Бушуева повторены даже подобные мелочи.
Немного динамики
Макет предназначен для павильона. Он устанавливается на гидравлическую платформу, способную наклоняться вперед, назад, влево и вправо. Гидравлика обеспечивает имитацию резких движений танка — при попадании на кочку или преодолении кювета. Платформа способна мелко неровно вибрировать, копируя движение танка по ровной поверхности.
Другой важный элемент макета — пушка. Это не статичная деталь: в нее подается снаряд, затем следует «выстрел», гильза выскакивает, происходит откат. В обычном орудии все эти действия совершаются сами по себе, но как создать такую же динамику в нестреляющем макете? Было много идей, в том числе — оборудовать механизм гидравликой или пневматикой, но Бушуев остановился на самом простом, механическом варианте. Откат обеспечивают два человека, тянущих снаружи пушку на себя синхронно с действиями актера-стрелка. А вот с гильзой пришлось попотеть. В итоге дуло состоит аж из пяти труб: две — бутафорские, для визуальной схожести с реальной пушкой, остальные — технологические. Одна обеспечивает возможность отката, на другой установлены крючки-распорки, которые удерживают снаряд в стволе, в то время как гильза вываливается после выстрела. Чтобы она гарантированно выпадала под действием собственного веса, вся машина для съемок некоторых эпизодов наклоняется на 15−18 градусов, «задирая» пушку вверх.
Такая простота вовсе не от отсутствия средств или технологий. Дело в том, что если в разгар съемочного дня откажет гидравлика, то время будет потеряно, а оно стоит дорого. Съемка будет производиться через технологические люки, пронизывающие танк со всех сторон. Например, можно целиком снять правый борт. Или левый. Или крупным планом снимать лицо водителя через люки в передней броне. Или показать весь интерьер танка, ведя съемку сквозь задний люк. Или через верхний. В общем и целом, это первый макет подобного уровня в России, и немалую роль в его создании сыграл высокопрофессиональный подход режиссера, Карена Шахназарова, к производству картины. Осталось только дождаться премьеры.