Механические волны Рубена Марголина
Пресса сравнивает Марголина с Леонардо да Винчи. Странные, архаично выглядящие конструкции, при этом невероятно сложные с точки зрения механики, и в самом деле напоминают рисунки великого итальянца.
Рубен признается, что делает разные штуки с тех пор, как себя помнит. Любимыми его детскими игрушками были конструкторы, а первый инструмент (универсальный ключ) отец подарил ему на восьмилетие. «О, я всегда обожал математику, геометрию и механику. Последняя, по сути, — это практически подход к математике», - говорит Рубен. Но науки науками, а художник должен иметь и эстетический вкус. Марголин окончил Гарвард, затем обучался классической живописи во Флоренции и Санкт-Петербурге. Однажды, наблюдая за гусеницей, он подумал, что вполне может построить механическую многоножку. Так началось увлечение кинетической скульптурой.
С 1999 по 2002 год Марголин построил целых три механических многоножки. Самая красивая, из дерева, управлялась с пульта и представляла собой обыкновенного робота, просто оригинально выглядящего. На многоножках Рубен отработал методику создания кинетических скульптур. Сначала он придумывает концепцию и набрасывает эскизы в блокноте. Затем прорабатывает детали и делает чертежи (причем принципиально чертит только от руки). Затем конструирует прототип из дешевых деталей - пластиковых трубочек, обломков мебели. Убедившись, что расчеты верны, создает сам арт-объект. Сложный, дорогой, эффектный.
На вопрос, какую цель он преследует, делая очередную скульптуру, Рубен ответил неожиданно: «Честно говоря, я просто хочу сделать что-то красивое. Никакого особого подтекста тут нет». Надо сказать, что «красивое» у него прекрасно получается. Особенно волны.
Волны-волны
В 2005 году Марголин нашел свою стезю среди огромного количества направлений кинетического искусства. Он построил свои первые волны. Одна из них, The Free-Standing Wave («Свободная волна»), представляла собой хитроумное устройство, напоминающее арку высотой порядка 5,5 м. Под «потолком» арки располагался управляющий механизм (сложная система шкивов и шестерен), к нему на нескольких десятках тонких нитей была подвешена сеть из медных трубок. При определенном алгоритме вращения элементов управляющего механизма по парящей в воздухе сети шли волнообразные движения.
Сама сеть висела чуть выше человеческого роста (около 2,5 м). Для стоящего под ней наблюдателя создавалась иллюзия, будто потолок колеблется и вот-вот упадет - но он не падал, переливаясь оттенками меди и погружая особо чувствительных зрителей в состояние транса. На тот момент «Свободная волна» была просто одной из скульптур Марголина — он еще не знал, что почти вся его дальнейшая деятельность будет связана с волнами.
В том же году он построил еще несколько «волн» аналогичной конструкции, самой известной из которых стала The Square Wave («Квадратная волна»). Рубен рассказывает, что идея сделать такую скульптуру — плоскую сеть, по которой можно механическим образом «пускать» волны различной формы, периодичности и амплитуды, - пришла ему в голову еще в 2002 году, когда он отдыхал в Испании и частенько прогуливался по полю спелой ржи. Ветер колебал рожь — это зрелище и стало источником вдохновения.
Если вдаваться в технические подробности, «Квадратная волна» устроена следующим образом. Всего имеется пять составляющих: два распределительных вала, установленных под прямым углом друг к другу; две матрицы-основания (одна — узкая и длинная, вторая - квадратная), закрепленные на высоте 4,2 м от земли; и наконец, сама «волна» — прямоугольная сеть из 144 деревянных штифтов, подвешенная к управляющей части с помощью 81 стальной нити. Первый распредвал управляет рычагами, создающими движение с севера на юг, второй — с востока на запад. На каждом распредвале установлено десять фанерных кулачков-дисков, каждый смещен на 45 градусов относительно соседнего (первый и последний кулачки — одинаковой ориентации). Нецентральное крепление кулачков к валам позволяет создавать амплитуду волны до 60 см. Собственно, через кулачки, блоки и неподвижные элементы матриц переброшены нити, к которым крепится сеть.
При одновременном вращении валов сеть начинает идти волнами. В зависимости от скорости вращения (и отношения скоростей первого и второго валов) волна может иметь разную периодичность; амплитуда зависит от положения вала относительно матрицы, на которой он подвижно укреплен. По сути, это не просто арт-объект. Рубен может моделировать на подобном устройстве практически любые волны, варьируя их параметры. Весит вся конструкция около 300 кг.
Последняя работа художника — Magic Wave («Волшебная волна») — построена по тому же принципу. Сеть-волноход сделана из алюминиевых трубок, в работе использовано 3000 шкивов, 5 км стальной нити, девять электромоторов — и возможности по моделированию различных волн тут гораздо шире.
Делает Рубен и двухмерные волны, например Yellow Wiggle («Желтая волнистая линия»). Эта работа состоит из 120 алюминиевых штифтов высотой по 2,5 м, на конце каждого из которых укреплен желтый брусок. При вращении рычага штифты движутся вверх и вниз таким образом, что бруски образуют подвижную синусоиду. Амплитуду и закономерность движения брусков можно менять путем перебалансировки грузов и изменения длины управляющих нитей — для этого предусмотрен специальный механизм. Причем изменения можно делать прямо в процессе работы машины.
А вот работа Double Raindrop, созданная в 2007 году, — и вовсе трехмерная в полном смысле этого слова. Сложная деревянная сеть, укрепленная на нитях, не просто ходит волнами, а меняет свою форму, образуя различные фигуры в пространстве. В работе использовано более 500 шкивов.
Упорство художника потрясает. Ведь объекты его работы — не сами механизмы, а именно волнообразное движение. Он ставит себе цель построить механизм для моделирования этого движения — и строит его. Моделью служат уже упомянутые сети из штифтов или трубок, подвешенные на отдельных нитях стальные цилиндрики, вращающиеся по определенному закону кольца
Марголин работает по заказам выставок, музеев, шоу. Например, для проекта Exploratorium он изготовил 80 (!) небольших настольных механизмов для имитации волнового движения от обычного вращения рукоятки.
Жизнь и творчество
Прежде чем прийти к «волнам», Рубен перепробовал множество различных видов искусства и кинетической скульптуры в частности. Он хорошо рисует, его графика порой выставляется на отдельных художественных выставках. Одно время Рубен делал инсталляции в духе современного искусства. Например, цельнодеревянный неоткрывающийся чемодан. А в 1994 году он своими руками построил автомобиль в виде круглого деревянного стола, после чего объехал на самоделке всю страну «в поисках утопии» — это тоже было чем-то вроде арт-перформанса. Но время постепенно отметало все лишнее из творчества Марголина — и волны все больше завораживали художника.
Первая персональная выставка Рубена Марголина прошла еще в 1998 году в Беркли, Калифорния. Но тогда он и не помышлял о волнах — это была художественная выставка, где Рубен демонстрировал свои картины и офорты. С 2005 года он стал проводить перформансы, направленные на демонстрацию его «волн», ведь каждая подобная работа отнимала огромное количество времени — иной художник за этот срок «наклепал» бы десяток скульптур. Чаще всего на сборных экспозициях для какой-либо из волн Марголина выделяется целый зал. И надо сказать, что посещаемость этого зала не меньше, чем любого другого, заполненного многочисленными кинетическими скульптурами других авторов. Географически выставки и экспозиции чаще всего проходят в США, в родной Калифорнии, но несколько раз скульптора приглашали и за границу: он выставлялся в Лондоне (Великобритания), Ахмедабаде и Бомбее (Индия), а одну из работ сделал по заказу швейцарского научного центра в Цюрихе.
Если понимать творчество Марголина как работу, то можно сказать, что у него есть и хобби. Простое, незамысловатое, полезное для общества. На досуге Рубен делает из старых велосипедов трехколесные машинки для велорикш. Выглядят они (особенно в сравнении с разнообразными «волнами») довольно грубо и просто, но большего тут и не нужно. Всего и дел-то: сварить раму, установить на нее кузов и пару колес, а затем прикрепить это все к передней части велосипеда. В советское время подобные конструкции многие строили в собственных гаражах: на велотачках было удобнее возить удобрения. Марголин же на велорикшах отдыхает: все просто, руки заняты, не нужно рисовать сложные схемы и создавать программы для правильного движения кинетической скульптуры.
Иногда Рубен делает и более сложные велосипедные инсталляции. Например, в 2007 году он с группой товарищей построил огромный девятиколесный веломобиль с парусами, на котором приехал на знаменитый арт-фестиваль Burning Man. В том же году он создал веломобиль в виде небольшого садика; корпус странной машины был заполнен землей (для велосипедиста была предусмотрена изолированная кабина) и покрыт газоном; на веломобиле даже росло небольшое деревце.
Но если велосипеды — это хобби Марголина, то волны - это, конечно, его жизнь и страсть. Волны завораживают, на них можно смотреть практически бесконечно. Не менее интересно наблюдать суету тысяч блоков и шкивов в управляющих механизмах. И поражаться необыкновенному терпению человека, который способен такую систему спроектировать и изготовить.