Философия металла: невероятные механизмы Бенджамина Каудена
Исследователь и путешественник, Кауден многому научился в антропологических экспедициях и поездках. Например, искусством тонкой обработки металлических изделий он овладел в Коста-Рике, некоторое время обучаясь у ювелиров, создающих национальные украшения. Лишь в 2001 году он пошел по «формальному» пути и поступил на обучение в кузнечные мастерские при школе искусств имени Джона Кэмпбелла в Северной Каролине. Позже он учился в Теннесси, причем не искусствам, а именно кузнечному делу; Кауден создавал абсолютно все - от посуды до кованой мебели. И лишь недавно, в 2004 году, он попытался сделать что-то необычное. То есть свою первую кинетическую скульптуру.
Машины и механизмы
Несмотря на то что под каждую свою работу Бен подкладывает некую философскую основу (которую без подробных пояснений понять можно далеко не всегда), настоящий смысл его увлечения виден невооруженным глазом. Это сложные игры с зубчатыми передачами. Зацепление двух шестерен уже давно перестало быть для Каудена интересным. В каждой работе он стремится создать совершенно невиданный принцип взаимодействия деталей механизма. От стандартного вращательного движения Бен строит сложные переходы к различным составным движениям — неравномерным, возвратно-поступательным, сферическим и их комбинациям. Сайт Бена Каудена и его мастерская носят название «Двадцать семь шестеренок», что очень точно характеризует направленность мастера.
Почти во всех работах Каудена присутствуют миниатюрные фигурки людей. Они выполнены нарочито грубо, порой детали не проработаны вовсе — просто белые пластиковые манекены. Фигурки чаще всего укреплены на подвижных частях механизмов, и при работе устройства они сближаются, отдаляются, вращаются, пересекаются. Бен вкладывает в их «броуновское» движение определенный смысл. Например, о работе Some People I Don’t Know («Несколько человек, которых я не знаю») он говорит следующее: «Это механическая модель взаимоотношений в человеческом обществе. Люди сходятся и расходятся, они хотят быть вместе или предпочитают одиночество. С одной стороны, они никогда не могут по-настоящему полноценно узнать своего партнера, но очень стараются это сделать, и в этих попытках есть внутренняя красота». Сама работа представляет собой сложную систему шестерен, на подвижных частях которых стоят полиуретановые фигурки человечков. При вращении рукоятки они начинают двигаться друг относительно друга.
Иногда «героями» работ скульптора становятся не сами люди, а их части тела. Например, он построил «Целовальную машину» (Kissing Machine) или Eating My Cake and Having It Too. Перевод последнего названия на русский затруднителен, потому что английское идиоматическое выражение have one’s cake and eat it too (букв. «владеть тортиком и кушать его одновременно») переводится на русский как «и рыбку съесть, и на елку влезть» - то есть символизирует недостижимость двух разных взаимоисключающих целей. Бен воспринял английскую пословицу буквально и возмутился: как это взаимоисключающих? Можно одновременно любоваться едой и поглощать ее! И он построил машину, предназначенную для лизания карамельки. Она представляет собой постоянно смачиваемый язык, который медленно облизывает круглый «чупа-чупс». «Самое смешное, — говорит Бен, — что дети эту машину любят, а взрослые считают отвратительной. Дело в том, что дети видят в ней только отдельную часть тела, язык, лижущий конфету. А взрослые тут же пытаются усмотреть сексуальный подтекст. Собственно, именно для этого ‘подначивания' и создавалось устройство».
А первой крупной работой Каудена стала «Сложная, но уродливая конструкция» (A Complex But Inelegant System), сделанная в 2005 году. Это устройство для удаленного контроля марионетки. Оператор находится в нескольких метрах от куклы и держит в руках рычаги, которые механическим образом соединены с веревками, привязанными к конечностям марионетки. Причем кукла и кукловод разделены стеной, и оператор видит игрушку лишь посредством телекамеры — с неудобного угла. Управление получается на редкость неуклюжим и сложным — этим Бен хотел показать, что далеко не всегда легко управлять чем бы то ни было, не говоря уже о живом человеке.
Философский подтекст
Как уже было сказано, к каждой своей скульптуре Бен разрабатывает определенный философский подтекст. Впрочем, существует и общая линия, которой придерживается художник при создании новых произведений и их трактовке. Дадим слово самому Бенджамену Каудену.
«Человеческий опыт, — говорит Бен, — во многом случаен, отрывист и ограничен. Мы воспринимаем мир вокруг нас как нечто, имеющее четкие границы, и отделяем окружающую среду от нас самих, от наших ‘я'. Вот он - я, вот - мир вокруг меня, откуда я черпаю информацию. Мы не всегда понимаем, что органы восприятия крайне бедны. Никаких изображений, звуков и запахов не хватает, чтобы дать мозгу полную картину мира. Поэтому огромное количество информации мозг ‘додумывает' в процессе последующей обработки. Естественно, каждый человек имеет различные наклонности и свойства разума, и поэтому эта ‘додуманная' информация заметно отличается от аналогичной информации другого индивидуума. Одному произведение искусства кажется уродливым, другому - прекрасным, хотя это одно и то же произведение.
Помимо опыта, человеческое восприятие ограничивается его физическими способностями. Мы не контролируем наше тело, а лишь ведем с ним переговоры. Мы приказываем ему двигаться — и оно движется. Но если оно заболеет, приказ останется невыполненным. Кроме того, ко многим видам активности оно просто неспособно (к примеру, к полету), и мы вынуждены придумывать механизмы, инструменты, приборы, расширяющие наши способности. Таким образом, тело тоже можно рассматривать как внешний инструмент, предназначенный для определенной деятельности.
Из этих двух постулатов и вытекает моя работа. Я играю с опытом и восприятием каждого человека, скрещивая в своих работах профессионализм и наивность, красоту и уродство. Один человек воспринимает мои скульптуры как некий зашифрованный вариант истины, находит в них ответы на свои вопросы. Другой рассматривает их как устройства, расширяющие человеческие возможности. Я просто продавец опыта, я предлагаю свои работы к анализу. На их основе люди могут сделать различные выводы, а могут попросту пройти мимо. Это зависит от них».
Заслуги и награды
Как и любой художник, Бен Кауден постоянно принимает участие в выставках, а порой получает за свои работы дипломы и награды. Первая выставка, в которой он участвовал, прошла в 2002 году и была ежегодной экспозицией Центра искусств Аппалачи при Технологическом университете Теннесси в городе Смитвилль.
В ноябре 2005 года прошла первая персональная выставка Бена в галерее Николаса Верджетта при Университете Южного Иллинойса в Карбондейле. На сегодняшний день работы Бена не выезжали за пределы США; он часто принимает участие в выставках, но почти все они проходят в четырех штатах — Теннесси, Кентукки, Иллинойсе и Калифорнии, где Бен живет сегодня.
Помимо занятий искусством, Кауден читает лекции по введению в кинетическую скульптуру и разработке механических соединений в кинетических работах. Бен ведет по этому направлению семинары и мастер-классы, проводит лабораторные работы и инструктаж.
Несмотря на то что Кауден как скульптор специализируется на чистой механике, в последнее время в сферу его интересов вошли и электронные системы. Сегодня он получает очередное (кажется, четвертое) образование - в области проектирования интерактивных интерфейсов. Значит, в скором времени работы Бена обретут некое подобие разума и начнут полноценно взаимодействовать со зрителем.
Как и многие американские кинетисты, Бен Кауден живет в Калифорнии. Тепло, хорошо, дни длинные, плохая погода бывает крайне редко. А там, где удобно жить, приятно и работать. И Бен работает — преподает, учится, создает. А потом долго и подробно объясняет зрителям, что же он, собственно, создал.