По спирали: Эскалатор как лифт
Эскалатор, разработанный дизайнером Мишелем Давидом (Michel David), имеет форму конической винтовой линии. Его конструкция позволяет преодолеть одно из основных пространственных ограничений обычных эскалаторов, вертикальная скорость которых меньше горизонтальной. Хотя первые изогнутые эскалаторы появились еще 1980-х годах, и некоторые из них образуют подобие спирали, они работают по тому же принципу, что и обычные, прямолинейные эскалаторы.
Но Helixator, который в настоящее время существует в виде масштабной модели-прототипа, включает несколько нововведений, позволяющих сделать спираль непрерывной. Одно из таких нововведений — принцип монорельса, который, по словам Мишеля Давида, никогда раньше не использовался в подобных конструкциях.
«Существующие изогнутые эскалаторы имеют несколько рельсов по обе стороны от ступеней, — говорит он. — Возникает необходимость в сложных и тяжелых поддерживающих конструкциях. Монорельсовое решение позволяет объединить все необходимые рельсы в общую центральную конструкцию, которая будет достаточно легкой».
Helixator приводится в движение линейным двигателем, а не традиционной цепной системой, верхнее звено цепи в которой принимает на себя всю нагрузку. «Конструкция Helixator позволяет распределить усилие равномерно вдоль всего пути и избежать чрезмерных нагрузок на отдельные звенья цепи, — говорит Давид, который является главным технологом компании "Helixator", расположенной в Берлине. — Это позволяет нам создавать особо гибкие системы без существенных ограничений по длине, высоте или геометрии».
Давид подготовил проекты эскалаторов разнообразных форм и размеров, а также несколько масштабных моделей, изготовленных методом трехмерной печати. В числе проектов — Helixator стометровой высоты с ускоряющимися пролетами, рассчитанный на перевозку 20 000 человек в час в обоих направлениях. Такой эскалатор позволяет сэкономить площадь, достаточную для установки 15 лифтов.
В настоящее время Давид ищет инвесторов, средства которых позволят разработать технические стандарты для подобных конструкций, которыми в дальнейшем будут руководствоваться производители. «Многие из тех, кто видел прототип, начинали опасаться, что на таком эскалаторе у них начнется головокружение, — говорит Давид. — Поэтому сейчас я ищу оптимальное соотношение скорости движения и радиуса поворота». Необходимо, чтобы эскалатор не только двигался быстро и мог работать в условиях ограниченного пространства, но и был комфортным для пассажиров.
В данный момент трудно что-то сказать о стоимости такой конструкции, но её преимущества (в том числе и экономические) заключаются в уменьшении веса поддерживающих конструкций и возможности разместить эскалатор в узкой шахте, а не вести его через все здание. Давид признает, что конкурировать с современными моделями эскалаторов довольно сложно, «но архитектура не стоит на месте. В некоторых азиатских зданиях работают эскалаторы высотой в 10 или 15 этажей».
Идея винтового эскалатора не нова — по словам Давида, ей уже около сотни лет. Но предыдущие версии считались недостаточно надежными и безопасными. Давид считает, что важно тщательно изучить все прошлые попытки, чтобы понять, почему же они не увенчались успехом.
По сообщению The Engineer