Ферма для скульптора: Сэм Дил и его удивительные железные творения
По виду Сэма трудно поверить, что у него два высших образования, — по первому он дипломированный химик, по второму — физик. Веселый растрепанный молодой человек в помятой рубашке, с немного диковатым взглядом художника. Но когда рассматриваешь его сарай-мастерскую подробнее, замечаешь, что не все так просто. Это место похоже на свалку гораздо больше, чем на студию скульптора, необработанные деревянные подпорки едва удерживают накренившуюся крышу... А на крыше — новенькие, блестящие солнечные батареи.
У истоков творчества
Родители Сэма были ретроградами. На ферме, где он вырос, никогда не было электричества и водопровода. Они пользовались газовым освещением и свечами, отчего молодой человек терпел определенные неудобства. В четырнадцать лет он подзаработал денег, купил все необходимое и построил под окном своей комнаты компактную солнечную батарею, чтобы подзаряжать плеер и обзавестись, наконец, нормальными светильниками. Количество солнечных дней в Виктории зашкаливает за триста в год, и потому Солнце как источник энергии более чем эффективно.
Сегодня у Сэма есть квартира в Мельбурне, но львиную долю времени он проводит на ферме, где и оборудована мастерская. Он так и не удосужился провести централизованное электричество, зато оборудовал все постройки большими эффективными солнечными батареями, энергии которых с запасом хватает и на все его станки и аппаратуру, и на другие нужды. Конструкторский талант перешел к скульптору по наследству — оба его деда были инженерами; большая часть игрушек мальчика была сработана их умелыми руками. Чаще всего игрушки были механическими, щетинились шестернями и приводами. Правда, прежде чем стать кинетическим скульптором, Сэм Дил сменил ряд других профессий — был инженером в энергетической компании, проектировщиком декораций и оборудования для киностудии.
Как рождается искусство
Материалы, которые использует Сэм, зависят в первую очередь от того, что он хочет построить. По отдельности они представляют собой просто металлолом, бездушный и никому не нужный. Но когда умелые руки Сэма создают некую композицию, оказывается, что даже ржавые куски металла имеют свою собственную внутреннюю красоту и ценность. Продолжению этой метаморфозы способствует зритель, который наделяет скульптуры смыслом посредством своего индивидуального видения. Возможно, художник и не вкладывает в свои работы то, что может заметить любопытный исследователь.
Как и большинство скульпторов, создающих объекты искусства из различного мусора (будем откровенны в терминологии), Сэм редко приступает к новому шедевру, имея в голове цельную картину того, что должно получиться. «Гораздо проще, — говорит он, — быть открытым для творческих идей, которые могут прийти в ходе работы и в корне изменить ее течение. Практически любой обломок или деталь может найти свое место в скульптуре; главное, чтобы их форма и внешний вид подходили к общему стилю того, что я делаю в данный момент». Более того, Сэму нравится, когда изначальная идея в корне меняется и обретает новые стороны и цвета в процессе. Гораздо интереснее не знать, что ожидает тебя в конце пути.
Работы Дила можно подразделить на серии. Например, есть серия «настольных приборов». Сам Сэм называет их «машинами, внешне похожими на роботов». Некое невообразимое чудовище, сделанное из старых гаечных ключей, медных и алюминиевых деталей, на самом деле — настольная лампа с интегрированным вентилятором. Или диковинный механизм, сконструированный из старой мясорубки, различных ножей и лезвий, а также манометров и гигрометров. Лязгает, пытается повредить все, что находится поблизости, скрежещет. Сложно сказать, насколько это радует глаз, зато весело.
Иные скульптуры заметно выделяются из общей массы, например 18-килограммовый радиоуправляемый робот Prototypes. Это большой алюминиевый куб на гусеницах, из одной грани которого воинственно торчит стальной кулак на амортизаторе. «Этой работой я хотел подчеркнуть ‘бесчеловечность' современной войны, которая использует все больше и больше роботов-дронов для убийства живых людей», — говорит Сэм. Надо сказать, у него получилось довольно остро и агрессивно.
Выставки и признание
В первой групповой выставке в городке Каслмэйне Сэм Дил принял участие еще в 1996 году, будучи совсем юным. Со временем известность его росла, работы совершенствовались, и в 2007 году в галерее Робина Гибсона в Сиднее прошла его первая персональная выставка.
Иногда Сэм срывает награды за свои работы; одной из последних стала Manning Art prize за лучшую идею и ее воплощение. Механизм-призер называется Under the Hammer («Под молотком») и представляет собой маленькую копию земного шара, над которой нависает огромная деревянная киянка. Удерживается она с помощью тоненькой ниточки, которую сжимает между двух рахитичных пальцев деревянная рука. При нажатии на рычаг пальцы разжимаются, молоток бьет по мишени, а затем возвращается в исходное положение системой пружин. Но на рычаг пока никто нажать не решился, потому что модель земного шара сделана... из стекла. Так что это кинетическая скульптура одноразового использования. «Я хотел продемонстрировать, — говорит Сэм, — что мы сами являемся виновниками всех трагедий, войн и катастроф, которые обрушиваются на Землю».
Далеко не все скульптуры Сэм создает для продажи. Например, работу On the Lookout («На вахте», 2007) он делал специально для установки на берегу моря, на пляже, и весит она 320 кг. Это пляжный спасатель, сидящий на наблюдательном пункте под громкоговорителями. Скульптура выполнена из нержавеющей стали, железа, меди и алюминия. Спасатель шевелит руками и головой, а также выкрикивает предупреждения купающимся, то есть несет полезную нагрузку помимо эстетической.
Несмотря на «мусорный» вид скульптур и низкую себестоимость материалов, цена на них довольно высока. Например, самовращающиеся песочные часы Timepiece стоят ни много ни мало $3 750, а дерево Sprinkle Bush, сваренное из обрезков водопроводных труб и сложной системы вентилей, — $1 800. Впрочем, это цена искусства, каким бы оно ни было.
В общем, если будете как-нибудь в Австралии, в районе Мельбурна, заскочите в Robin Gibson Gallery, где хранится ряд работ Сэма Дила. А можете даже заехать в гости к самому скульптору, благо он не скрывает место своего проживания и регулярно выкладывает свои новости в соцсетях. Не каждый день встретишь веселого, несколько бесшабашного взлохмаченного химика и физика, который мастерит кинетические скульптуры черт знает из чего.