Ярмарочные автоматы Софи Нэйлор
Сегодня большинство механических устройств приводятся в движение от силового агрегата — будь то двигатель внутреннего сгорания, электрический или паровой двигатель. Но до изобретения двигателя как такового автоматы тоже существовали. Ходят легенды о древнеегипетских механических ловушках, о китайских бамбуковых «роботах», построенных до нашей эры, пневматических машинах Филона из Византии.
Ярмарочные штучки
Начиная с XV века на ярмарках начали появляться первые развлекательные автоматы — «механические театры». Создатель такого устройства вращал ручку, а хитроумная система приводов позволяла различным элементам механизма совершать вращательное или возвратно-поступательное движение. Если вы помните мультфильм «Шрек», то поющий автомат, встретивший великана и осла у ворот города, относится именно к таким ярмарочным устройствам. Время шло. Ярмарки постепенно утратили ту роль в жизни общества, которую имели в течение многих веков. Появилось множество других развлечений, доступных простому народу, — кинематограф, общественные библиотеки, технические выставки... Даже театр, куда ранее имели доступ только сильные мира сего, открыл двери для всех. Вместе с ярмарками умирали жанры искусства, которые не могли существовать в отрыве от базарной жизни: передвижные балаганы, скоморошество, исчезали продавцы чудодейственных снадобий, демонстраторы «движущихся картинок», шарманщики. Пропали и механические автоматы, призванные развлекать людей. Сегодня в каждой квартире автоматов и механизмов больше, чем триста лет назад набиралось на крупный город.
А вот милая девушка по имени Софи Катрин Нэйлор решила воскресить старинный жанр искусства. То, что раньше было на каждом базаре, сегодня стало уникальным эксклюзивом: автоматы работы Софи экспонируются на выставках, уходят в частные коллекции, пользуются неизменным успехом у зрителей и покупателей.
Веселые картинки Софи Катрин
Софи по образованию — художник-мультипликатор. В 2009 году она окончила университет города Лоуборо в графстве Лейчестершир и стала думать, как превратить скучную работу в мультипликационной студии во что-то необычное. Надо сказать, что в Великобритании любят кукольные мультфильмы — в отличие от нас или американцев. Кукольная мультипликация составляет порядка трети от всех анимационных фильмов, снимаемых сегодня в королевстве.
Отталкиваясь от принципов кукольной анимации, Софи еще в 2007 году начала делать занимательные автоматы, которые воспроизводят движение персонажей не только на экране телевизора, но и в реальном времени — прямо на выставке, перед восхищенным зрителем. В отличие от работ большинства специалистов по кинетический скульптуре, автоматы Софии имеют... сюжет. Именно так: это анимация здесь и сейчас, движущаяся картинка в объеме. Конечно, сюжет цикличен и повторяется каждые несколько секунд, но за эти секунды — за один поворот центрального вала — перед зрителем разыгрывается комедия.
Да, именно комедия. Потому что Софи смотрит на мир с иронией и типичные сцены британской жизни в ее работах выглядят весьма комично. Например, довольно типичен для творчества Софи аппарат под названием Go Organic Plop ‘n' Grow- «Вперед, натуральный продукт, булькай и расти». Инсталляция представляет собой сцену из сельской жизни: фермер сидит на горшке и читает газету, неподалеку, рядом с полуразрушенной телефонной будкой и старым скворечником, растет морковь. Но вот рука мастера начинает вращать ручку, и хитроумная система ременных и шестеренных передач приводит сценку в движение. Дверь кабинки начинает хлопать, фермер шевелится и привстает с горшка, морковь выползает из грядок и снова исчезает в земле, из скворечника появляется птица. Можно представить себе, как радовались дети на средневековых ярмарках, когда видели такие «представления».
Привод механизмов осуществляется по-разному, но Софи принципиально не ставит на скульптуры двигатели, чтобы сохранить атмосферу классических automata. Чаще всего композиция имеет центральный вал, от которого приводятся в движение все элементы механизма. Впрочем, работа «Человек-птица из Уэртинга» — заводная, а упомянутый выше лабиринт Вилли Вонки и вовсе работает за счет силы тяжести, толкающей шарик вниз (только «эскалатор», ведущий вверх, — заводной).
Трудовые будни
Занимаясь созданием автоматов, Софи Нэйлор не забывает и свою изначальную профессию, выступая в качестве художника-иллюстратора. В иллюстрациях Нэйлор есть три лидирующих направления: животные (преимущественно собаки), автомобили и архитектура. Рисует Софи с натуры- карандашом, чернилами и акварелью. По стилю ее работы можно отнести к фотореалистичным картинам.
Заказов на автоматы, правда, сегодня гораздо больше, чем на иллюстрации, — пришлось отвести под мастерскую гараж (раньше Софи вполне хватало собственной квартиры). Основным материалом для автоматов служит дерево. Но, как и многие другие художники, Софи не гнушается поисками подходящих деталей и элементов на свалке. Старые детали часов, пивные банки, обломки мебели — все находит свое применение. Честно говоря, если прикинуть, сколько художников черпает вдохновение и материал в мусорных баках, приходит в голову мысль, что британские и американские свалки просто-таки кишат людьми искусства. За некоторые детали даже приходится драться...
Первая сольная выставка Софи прошла в июне 2009 года на Дербиширской областной ярмарке (конечно, Дербишир — не область, а графство, но «графской» ярмарку не назовешь). С тех пор почти каждый месяц какой-либо город приглашает Софи принять участие в очередном шоу, выставке, ярмарке — Стаффорд, Ньюкасл-под-Лимом, Лоуборо, Элвастон, Аттоксетер. Особенно художница пользуется успехом на сельскохозяйственных мероприятиях. Это естественно: большинство автоматов Софи изображают сцены из сельской жизни. Ее мотоциклетные и автомобильные работы (например, реинкарнация короля Артура на чоппере) вызывают интерес у организаторов автогонок — несколько раз Софи приглашали с экспозициями на церемонии открытия раллийных соревнований. Стоит заметить, что заинтересованность организаторов экспозиций в работах Софи объясняется отчасти и тем, что она девушка. Ведь девушка, увлеченная механикой, — это большая редкость.
Автоматы были развлечением, стали помощниками человека, а теперь превратились в форму искусства. Современные механические игрушки получили пластиковые шестерни и электрические двигатели, но заложенные в них механические принципы не отличаются от принципов, использованных в механизмах тысячелетней давности.
Ирония, история и искусство сливаются в кинетических композициях Софи Катрин Нэйлор. Но главное — это, честно говоря, позитив. В отличие от львиной доли своих конкурентов, Софи делает светлые, радостные скульптуры, которые не столько приглашают зрителя задуматься, сколько просто поднимают ему настроение. А в наше время этот так важно — не меньше, чем несколько веков назад, когда предшественники Софи крутили рукоятки своих автоматов на городских ярмарках.