Весёлые роботы Немо Голда

Специалисты по кинетическому искусству работают медленно. Хорошо, если получается два-три проекта в год. А вот Немо Голд из Миннесоты за год делает не меньше двадцати электрических и механических роботов, не считая абстрактной скульптуры и визуальных инсталляций.
Весёлые роботы Немо Голда

Сто лет назад жил в Нью-Йорке художник-мультипликатор Уинсор Маккей, который создал популярный в те времена комикс «Маленький Немо в стране снов». Серия издавалась с 1905 по 1914 год, а приключения смешного мальчишки в ночной рубашке стали культовыми в Америке, породив множество подражаний, пародий и приквелов. В честь героя этого комикса творчески настроенные родители Немо Голда и назвали своего сына. Собственно, Артур Голд и его супруга — тоже художники, правда, совершенно не вписывающиеся в формат «TechInsider». Все-таки роспись по фарфору и разработка керамических чайников — это не наш профиль. А вот роботы мистера Голда-младшего — это самая что ни на есть классическая кинетическая скульптура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поисках своего пути

Немо Голд широко известен в США. Ежегодно у него проходит 5-7 сольных выставок — в Сан-Франциско, Окленде, Сан-Матео, а за всю карьеру количество экспозиций Голда зашкаливает за 80. Причем ему всего сорок два, то есть творческая жизнь находится в самом разгаре.

При создании скульптур Немо не обращается напрямую к теме комиксов, но мультипликационная мифология находит место в его работах, которые частенько напоминают то Бендера из «Футурамы», то C-3PO, золотого робота из «Звездных войн», то еще кого-то из этой компании. Сам Немо говорит, что отталкивается при поиске темы в том числе и от научно-фантастических фильмов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Много лет назад у мальчика Немо возникла непреодолимая тяга к различным конструкторам. Игрушки, которые ему дарили, не сохранялись в первозданном виде и нескольких часов: Немо тут же их разбирал, а затем собирал совершенно иначе. B какой-то момент он пришел к выводу, что покупные конструкторы морально устарели и новые идеи гораздо интереснее реализовывать с помощью подручного материала, который для этого не предназначен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изначально Немо собирался стать более или менее классическим скульптором. Два университета, степень бакалавра искусств... Но в 2000 году, окончательно «расправившись» с классическим образованием, художник пустился в свободное плавание. Лучшими источниками материалов для Немо стали свалки металлического мусора и автомастерские, а лучшими источниками вдохновения — комиксы и фильмы.

В последующие годы Немо наращивал свою плодовитость от месяца к месяцу. На вопрос, откуда такая страсть к работе, он отвечает: «У большинства взрослых людей почти полностью отсутствует вера в чудо, и это ужасно. С возрастом мы узнаем все больше жизненных тайн — и одновременно теряем то, что делает нас по-настоящему живыми, не дает нам стать роботами. Мои работы — это в какой-то мере сатира на современного человека. В то же время моя основная цель — пробудить в человеке что-либо новое, заставить его сердце и воображение работать. И чем больше я сделаю, чем больше людей увидят мои работы, тем больше пользы они принесут, вот и вся причина».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безумная роботека

Студия Немо завалена разнообразным металлическим хламом. Всем материалам он предпочитает алюминий, дерево и готовые детали от старых автомобилей. Художнику пришлось выйти далеко за пределы того, чему его учили в колледже и двух университетах. Он был вынужден самостоятельно овладеть искусством обработки металла, сваркой, монтажом металлоконструкций и прочими ремеслами, без которых традиционные художники вполне обходятся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Творческий процесс всегда начинается со сбора материала. Впрочем, эта стадия присуща многим современным скульпторам — мы уже писали о часовщике Роджере Вуде и автохудожнике Джеймсе Корбетте, которые тоже первым делом отправляются на свалку (а Вуд там и вообще живет). Немо Голд проводит в поисках материалов несколько часов в неделю. Иногда ему везет, и он видит практически готовую деталь скульптуры, а иногда приходится обходиться сбором материалов, требующих серьезной последующей обработки. Далеко не всегда найденные Немо предметы сразу идут в работу. Но рано или поздно оказывается полезным абсолютно все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама работа больше всего напоминает головоломку. Несмотря на то что роботов и другие скульптуры Немо сперва проектирует и зарисовывает, в процессе работы они обрастают множеством деталей, которые изначально не планировались. Кроме того, механизмы, приводящие скульптуры в движение, также претерпевают множественные изменения: Немо постоянно пытается сделать их как можно более простыми и эффективными. В любом случае сначала он задумывает, какие части робота должны быть подвижными, а затем уже разрабатывает механизм, обеспечивающий подвижность.

Есть и еще один фактор, обеспечивающий высокую продуктивность работы Голда. Когда он обнаруживает, что одна из работ встала в тупик из-за отсутствия необходимых запчастей, он не ждет у моря погоды, а принимается за другую работу. Рано или поздно нужная деталь попадется под руку — и художник закончит тот, первый проект. Таким образом, работа постоянно идет над несколькими скульптурами одновременно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале творческого пути Голд специализировался на абстрактной скульптуре. Но впоследствии он пришел к тому, что скульптура должна быть более живой, наделенной хотя бы видимостью разума. И появились роботы. Некоторые скульптуры Немо называет автобиографическими. «Вот, — говорит он, — небольшой робот. При нажатии на рукоятку у него в голове начинают метаться искры. Точь-в-точь как у меня!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если рассматривать роботов Немо внимательно, открываются различные детали, которые в первую очередь не пробуждают воображение, а вызывают улыбку. Например, огромный, в полтора человеческих роста робот под названием «Большой маленький человек», на самом деле управляется роботом-оператором, сидящим в брюхе у гиганта. В то время как малыш шевелит рычагами, большой робот грузно ворочается и грозится набросится на зрителя. Но он добрый, не набросится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и многие скульпторы-кинетисты, Голд конструирует не только человекоподобных роботов, но и механических животных. В его коллекции есть богомол, кальмар, олень, змея, кошка, а также всевозможные их гибриды. «Я могу сделать практически что угодно», — говорит Немо и не преувеличивает.

Одиссея капитана Немо

Бóльшую часть работ Немо Голд продает через свой веб-сайт, хотя сам это не очень любит. Гораздо приятнее выставить свою скульптуру в музее, чтобы потенциальный покупатель действительно знал, что покупает, и не разочаровался после получения заказа. На выставках Голда, в отличие от большинства художественных салонов, можно прикасаться к экспонатам, включать и выключать их. «Это же и есть моя цель — взаимодействие зрителя и произведения искусства», — утверждает скульптор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда Голд делает работы под заказ. Правда, тут возникает одна проблема: он не способен создать в точности то, что просит клиент. Ведь в поисках материалов на свалке есть определенный минус: что нашел, то и используй. Поэтому клиенту чаще всего приходится довольствоваться примерно подходящим ему роботом или скульптурой. Впрочем, недовольных, как говорит Немо, не было и нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голда часто спрашивают, не является ли его искусство «вторичного использования» манифестом в защиту окружающей среды. «Нет, нет и нет! — открещивается Немо.- Я очень далек от экологии, хотя сам стараюсь не мусорить и заботиться об окружающей среде. Я использую материалы вторичного цикла лишь потому, что они мне нравятся внешне».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

80 выставок за 20 лет с лишним лет творческой работы Немо Голда — в Калифорнии, Канзасе, Огайо, Массачусетсе, Флориде, — всегда проходили с неизменным успехом. Осталось только одно — выйти за пределы Соединенных Штатов, провести сольную выставку хотя бы в Канаде или Мексике. Но Немо не очень стремится к этому. Ему хорошо там, где его творчество востребовано.

Подытоживая сказанное, стоит заметить, что роботов из подручного материала конструируют многие художники-кинетисты. Но вряд ли кто делает их столь эстетичными и элегантными, как Немо Голд. В отличие от работ многих других, скульптуры Голда хочется поставить в гостиной и иногда умиляться их симпатичной бессмысленности. Может, таким образом и в самом деле можно пробудить воображение и вернуть детскую веру в чудеса.