Новая жизнь брошенных машин: как Джеймс Корбетт создает невероятные cкульптуры из автохлама
Самое смешное, что талант Корбетта вырос именно из банальной утилизации автомобильного хлама. Давным-давно, в 1998 году, у Джеймса и его супруги Джоди была небольшая фирма, занимавшаяся скупкой и разборкой всякого моторизированного старья. Они утилизировали не только автомобили, но также мотоциклы, газонокосилки, трактора и прочую технику. «Однажды жарким субботним полднем, — рассказал нам Джеймс, — я подумал, что работы у меня немного и хочется чем-то занять руки. Я решил претворить в жизнь одну задумку, которая уже полгода зрела где-то на задворках моего сознания...» В тот день Джеймс вооружился сварочным аппаратом и на несколько дней исчез в цеху своего небольшого предприятия.
Итогом его труда стала скульптура, изображающая автомобиль класса багги. До сегодняшнего дня не дошли даже фотографии того изделия. Джеймс рассказывает, что машина была примерно по пояс человеку. Почему багги? Дело в том, что почти десять лет Корбетт увлекался гонками на багги и хорошо знал, как устроена машина этого класса, какие черты нужно придать скульптуре, создавая видимость движения, скорости.
Работа очень понравилась родным и друзьям Корбетта. С 1999 года он начал потихоньку сворачивать свой «свалочный» бизнес и все больше времени уделять искусству.
Расцвет новой профессии
За несколько месяцев 1999 года Джеймс создал достаточное количество скульптур, чтобы позволить себе полноценную выставку. Вскоре нашлись и покупатели. Он делал не только модели машин, но и фигуры животных, птиц, людей: что-то по своей инициативе, что-то — под заказ.
Надо сказать, что в «строительном материале» у Корбетта недостатка никогда не было. В основном он использует детали от машин 30−40-летней давности, предпочитая округлые, необычные, изящные линии. Еще чаще в работу идут элементы двигателя, детали карбюратора или радиатора, поскольку они довольно маленькие и с их помощью можно воссоздать практически любую форму. Некоторые возмущаются тем, что Джеймс порой использует детали от автомобилей 80-летней давности, то есть антикварные! Но этому есть оправдание: скульптор вовсе не режет на части памятники автомобилестроительной индустрии, а находит эти запчасти на автомобильных кладбищах и в других подобных местах.
В июне 1999 года в Брисбене прошла первая сольная выставка новоявленного художника. Под нее Джеймс арендовал помещение местного бара Vroom, основной темой интерьера которого были автомобили и мотоциклы. Кстати, слово vroom — это междометие, обозначающее в английском языке рык мотора. Работы Корбетта постепенно расходились по Австралии, и вскоре его пригласили на Брисбенский международный автосалон как художника, чтобы он организовал там экспозицию своих работ. Последовали многочисленные выставки... и доходы, как от продажи работ, так и в виде гонораров за шоу.
Работы Корбетта «расползлись» не только по Австралии. Их также можно увидеть в Швейцарии, Новой Зеландии, Японии, ОАЭ, Аргентине, США. В Великобритании прошли две сольные выставки Джеймса. Правда, выставкам за пределами Австралии мешает то обстоятельство, что стальные скульптуры достаточно тяжелы, и доставка их к месту экспозиции чревата серьезными расходами и неудобствами в транспортировке. Впрочем, отдельные работы регулярно появляются на выставках современного искусства и в автосалонах США, Германии и других стран.
А к марту 2000 года Корбетты продали свою фирму по утилизации старья и полностью перешли на продвижение Джеймса как художника.
Железные звери
Присмотритесь: скульптуры Корбетта удивительно динамичны. Не создается ощущения, что это просто аккуратные застывшие куски металла. Наоборот, кажется, что его автомобилисты, велосипедисты и конькобежцы прямо сейчас летят навстречу победе — или аварии. Динамику передают позы шоферов и немного искаженные пропорции машин — точно они проходят крутой поворот или взбрыкивают при резком торможении.
Иногда Джеймс Корбетт выполняет эксклюзивные заказы для особо важных клиентов. Такие работы не появляются на выставках, а сразу попадают в частные коллекции либо служат наградами и призами в различных соревнованиях. Например, в 2002 году эссенский автосалон (Германия) заказал у Джеймса скульптуру с немецким колоритом. Корбетт создал копию знаменитого Auto Union Type A в три четверти натуральной величины (около 3 м длиной), использовав для этого более 600 автомобильных деталей. А скульптурное изображение болида «Формулы-1» было приобретено владельцами автодрома в Мельбурне и экспонировалось в паддоке Гран-при Австралии.
Джеймс увлекается не только старыми развалинами и изделиями из них. У него в гараже стоит самый настоящий дрегстер на базе Ford 1939 года. Джеймс собрал его собственными руками, оснастил 8-цилиндровым V-образным двигателем Mercury и регулярно принимает участие в различных соревнованиях.
Удивительное рядом
Мы не раз уже рассказывали о художниках, создающих произведения искусства из того, что попадает под руки. Нет в мире ни одного материала, который не мог бы послужить прекрасному. То, что иной человек безжалостно отправит на свалку, Джеймс Корбетт холит, лелеет и превращает в шедевры.
Из этого вытекает естественное желание зрителя найти в его скульптурах знакомые очертания и определить пусть не модель автомобиля, остатки которого послужили Джеймсу, но хотя бы исконное назначение того или иного элемента. Например, колеса у разных скульптурных автомобилей сделаны из закольцованных велосипедных и мотоциклетных цепей, из тормозных дисков и даже из поршневых колец (ума не приложу, как Джеймс извлек их из поршня). В статуе орангутанга, помимо радиаторной решетки «Бьюика», хорошо видна приборная панель того же автомобиля, а на передней части машины Racing Morgan укреплен настоящий внутрисалонный амперметр (они ставились на многие автомобили 1930-х годов). В статуе гуся видны задние поворотники какого-то «американца» 1950-х и несколько шариковых подшипников, а про обилие свечей зажигания, изображающих овечью шкуру, и упоминать не стоит.
Мастерская Джеймса Корбетта представляет собой нечто вроде гаража, заполненного чудовищным количеством всевозможного автомобильного хлама. Работает Джеймс в основном с помощью сварочного аппарата, хотя львиную долю времени занимает чистовая обработка, шлифовка и мелкая пайка.
Как ни странно, в большинстве скульптур Корбетта нет подвижных деталей. Если присмотреться к фотографиям, можно заметить, что ободы колес чаще всего жестко соединены со ступицами, и вращаться такое колесо попросту не может. Тем более если автомобиль изображен «в повороте», то есть с заданным наклоном. Впрочем, это все-таки произведения искусства, а не детские игрушки (да и какой ребенок смог бы играть с машинкой, которая больше и тяжелее его самого в несколько раз!).
У некоторых персонажей металлического мира Корбетта есть реальные прототипы — например, знаменитый британский мотогонщик Барри Шин, двукратный чемпион мира в классе 500 «кубиков» 1976 и 1977 годов. В какой-то мере скульптура сделана в память о великом пилоте, скончавшемся от тяжелой болезни в 2003 году. Другим прототипом стал Кёрли Брайдон, известный автогонщик 1950-х годов (хотя и не слишком успешный — его карьера ограничилась австралийской «Формулой-1»).
Что еще сказать? Это прекрасно — когда человек в каком бы то ни было возрасте открывает свое настоящее предназначение, находит себя. Ведь если бы не случай, Джеймс Корбетт и сегодня мог бы заниматься прессованием и разборкой ржавых драндулетов, а мир потерял бы в его лице талантливого художника. Его работы — это ни в коей мере не издевательство над старинными автомобилями, а скорее наоборот, последний их шанс обрести новую жизнь, избежав кладбища машин.